Древний Рим

История древнеримской архитектуры

История древнеримской архитектуры
Оценить статью

26История древнеримской архитектуры охватывает двенадцативековой путь развития он начинается с ранних этрусских городов-государств и этрусских художественных традиций в самом Риме — хронологически этот период соответствует греческой архаике и классике. Затем следует период рабовладельческой Римской республики, в течение которого Рим подчинил себе почти все Средиземноморье (соответствует эллинистическому периоду в Греции). Наконец, было создано гигантское государство — Римская империя — включавшее в себя значительную часть Европы, Передней Азии и Северной Африки.

В этот период рабовладельческое общество пережило период расцвета  и разложения (III-V вв. н.э.). На последнем этапе римской истории начался переход к новой общественной формации — феодализму, господству христианской религии и формированию раннехристианской архитектуры. На протяжении всей своей истории римская архитектура и искусство заимствовали многие черты у культуры покоренных Римом стран и народов.

Особенно сильное влияние оказала Греция. Римляне не только перенимали греческие художественные традиции, но и вывозили из Греции произведения искусства и их создателей.

По сути, римская архитектура является первым примером творческого использования греческого архитектурного наследия, в первую очередь ордерной системы. Одновременно Рим синтезировал принципы и художественные приемы греческой и восточно-деспотической архитектуры, создал много нового и оригинального в области строительной техники.

Возведение грандиозных сооружений с огромными внутренними пространствами, вмещающими большие массы народа, стало возможным именно благодаря смелому новаторству и выдающимся достижениям римской архитектуры в области строительных конструкций. В отличие от Греции, использовавшей только стропильные и балочные перекрытия, в этрусской архитектуре часто применяли распорный свод с замковым камнем (клинообразным или пирамидальным элементом кладки в вершине свода).

Римляне заимствовали у этрусков прием сводостроения, причем каменная кладка в раннеримской архитектуре велась так же, как в Этрурии и Греции, — насухо. Связующим раствором из извести и песка начали пользоваться только во II в. до н. э. вместе с распространением мелкого строительного камня и кирпича.

В восточных провинциях империи даже в поздние периоды сохранялась кладка насухо из хорошо отесанных камней. При помощи такой кладки воздвигали не только колонны, стены, архитравы, но и цилиндрические, крестовые и сферические своды. Крестовые своды впервые появились именно в архитектуре Древнего Рима, а наибольшее распространение получили в императорский период.

С их помощью можно было перекрывать отдельные квадратные в плане ячейки, блокируя их друг с другом. Преимущество крестовых сводов состоит в том, что нагрузки сосредоточиваются в их диагональных ребрах и угловых опорах, а вертикальные стены могут упраздняться, заполняться окнами или легкими перегородками.

Комбинация крестовых сводов между собой и с другими конструкциями позволяла достигать цельности пространства интерьера, его хорошей естественной освещенности. Особенно значительным для развития интерьеров Древнего Рима было изобретение в середине I в. н.э. новой бетонной техники — так называемой конкретной системы. Она позволила перекрывать огромные замкнутые внутренние пространства (диаметр купола Пантеона достигает 43 м, пролеты ячеек крестовых сводов базилики Максенция — 23 м). Дальнейшее развитие получили и деревянные конструкции, которыми также перекрывали большие пролеты.

Впервые при устройстве кровель стали использовать фермы (решетчатые конструкции) в виде треугольника — самой жесткой геометрической фигуры; в такой конструкции горизонтальные соединения системы стропил работают на растяжение.