Древний Рим

Колизей Рима

Колизей Рима
Оценить статью

31Благодаря расположению амфитеатра на ровной площадке он замыкался непрерывным кольцом наружных стен, вдоль которых проходили расположенные друг над другом прогулочные галереи, перекрытые сводами или плитами. Фасады амфитеатров формировались аркадами или портиками на столбах. Объемно-пространственная сложность построения римского амфитеатра особенно наглядно видна на его разрезе.

Все пространство под местами зрителей разложено на систему лестниц, внешних и внутренних кольцевых галерей, рекреационных кулуаров для отдыха и мелкой торговли, выходов к зрительским местам. Наиболее крупный и популярный из римских амфитеатров — построенный в конце I в. н. э. Колизей, или амфитеатр Флавиев, — вмещал около 50 тыс. зрителей Размер Колизея по осям — 188 х 156 м, арены — 85 х 53 м, высота четырех ярусов — около 44 м. По периметру здание было расчленено на 80 арочных пролетов в три яруса, соответствовавших главным обходным галереям. В верхней части глухого четвертого яруса имелись консоли, на которые опирались пропущенные сквозь карниз деревянные мачты.

Они служили для закрепления тента, защищавшего зрителей от солнца. Входами на длинной оси пользовались гладиаторы, портики на концах короткой оси предназначались для императора и его приближенных, а через остальные проемы могли входить различные слои римского населения.

Многочисленные, радиальные внизу и концентрические наверху, лестницы обеспечивали свободный вход и эвакуацию зрителей. В первые годы после окончания строительства арена Колизея могла заполняться водой из специального акведука для проведения навмахий — больших морских сражений гладиаторов.

Впоследствии арена была переделана, а под ней соорудили помещения разного назначения для наземных кровавых зрелищ (арсеналы оружия, морги, зверинцы и др.). Основной конструктивный остов Колизея сложен из блоков камня травертина, который облицовывался снаружи штуком. Галереи первого и второго ярусов перекрыты бетонными цилиндрическими сводами, а в третьем ярусе были применены крестовые своды. Сложная система обширных пространств четырехуровневых галерей, кулуаров и лестниц, которая подводила зрителей к объединяющей их гигантской чаше амфитеатра, еще более подчеркивала его колоссальные размеры.

В политике нейтрализации бедноты при помощи «хлеба и зрелищ», которую проводили римские императоры, особое место принадлежит термам. Каждый римский город имел одну или несколько терм. Римские термы продолжают традиции греческих бань, служивших не только для мытья, но и для физических упражнений и культурных развлечений.

В республиканский период термы представляли собой довольно небольшие, скромно отделанные сводчатые помещения. Постепенно со временем их уровень комфорта повышался, количество функциональных зон увеличивалось, а их характер усложнялся.

Во II в. до н. э. установился традиционный состав помещений терм: это вестибюль, раздевальня (аподитерий), холодная баня с плавательным бассейном (фригидариум), теплая баня (тепидариум), горячая баня с бассейном или ванной (кальдариум), несколько позже — парильня с горячим сухим воздухом (лаконик), комната для умащения тела, окруженный колоннадами двор для гимнастических упражнений, воздушных и солнечных ванн (палестра). Большое внимание начали уделять роскошной отделке интерьеров.

Отапливались бани при помощи горячего воздуха, нагреваемого в подвальных сводчатых печах и циркулирующего по каналам под полом и в стенах. Довольно характерный пример ранних римских терм представляют собой хорошо сохранившиеся Малые бани в Помпеях (I в. до н. э.), состоявшие из двух отделений (мужского и небольшого женского) и занимавшие целый квартал. Композиционным центром основного, мужского, отделения был внутренний садик для отдыха до и после бани, окруженный с трех сторон колоннадой, в которую выходила ниша-экседра.

Из садика через коридор с золотыми звездами на голубом фоне свода посетители попадали в аподитерий. Как и большинство остальных помещений бань, он был перекрыт сводом, расписанным белыми квадратами в красных рамах. Вдоль стен, выкрашенных желтой краской, шли длинные скамьи, над которыми крепились деревянные полки для одежды.

Пол был выложен грубоватой мозаикой. Освещался аподитерий окном 1 х 1,7 м, расположенным в торцевой стене под сводом. Окно имело бронзовую раму, вращавшуюся на центральных шарнирах и застекленную толстым (1,3 см) матовым стеклом.

Из аподитерия можно было пройти либо в круглый, перекрытый куполом фригидарий, либо в тепидарий — прямоугольное помещение (10,4Х5,6 м) с нишами в стенах, в которых складывали одежду. В центре фригидария был устроен выложенный мрамором круглый бассейн диаметром 4,3 м и глубиной 1,3 м, вокруг которого шла мраморная скамья. Купол, имеющий форму усеченного конуса с круглым зенитным фонарем, был покрашен голубой краской, а стены расписаны зелеными растениями по желтому фону.

Более богато и утонченно был декорирован интерьер тепидариума: белые лепные фигуры с мифологической тематикой, различные геометрические формы на голубом, фиолетовом и белом фоне потолка, красный цвет стен. Кальдарий Малых бань представлял собой вытянутое помещение, перекрытое полуциркульным сводом.

Торцевая стена заканчивалась абсидой, перекрытой конхой с круглым светопроемом. В нише-абсиде на подставке из лавы стоял круглый каменный бассейн, из которого бил фонтан. Он служил душем для обмывания после горячей ванны, занимавшей противоположный торец комнаты.

Ввиду высокой температуры и влажности кальдариума в нем избегали делать росписи. Элементами декора были рельефный орнамент купола (фигуры парящих женщин) и поперечные желобки, которые шли по всему своду и одновременно служили для стока воды, образовавшейся от конденсации пара.