Древний Рим

Мавзолей Санта-Констанца в Риме

Мавзолей Санта-Констанца в Риме
Оценить статью

42Интерьеры раннехристианских базилик являются как бы связующим звеном между античными и средневековыми интерьерами. В них заложены основные композиционные принципы и приемы, которые станут определяющими для западноевропейской средневековой архитектуры: приоритет внутреннего пространства над внешними формами, выделение главного нефа при помощи более сильного освещения, направленность движения к алтарю, который акцентируется абсидой, покрытой мозаикой и обрамленной «триумфальной аркой». В некоторых базиликах появляется трансепт (поперечный неф), который примыкает к алтарной части (план в этом случае имеет Т-образную форму).

Фасады храмов часто лишены декора. Все архитектурно-художественные средства концентрируются в интерьерах — их стены облицовывают мрамором, покрывают мозаиками, а полы имеют орнаментальные узоры. За счет мозаик с их неровным блеском, яркостью и чистотой цвета достигалась импонирующая христианской идеологии дематериализация архитектурных форм.

Первоначально в трактовке фигур воспроизводилось реалистическое светотеневое моделирование объемов и колористическая гамма, свойственная Античности. Фон мозаик — интенсивно синий, изображающий цвет неба.

В дальнейшем реалистический цвет неба сменился на символический цвет золотой смальты, которая станет излюбленным фоном в монументальных живописных композициях Византии. Кроме базилик, в раннехристианский период строились и центрические (симметричные относительно вертикальной оси в центре главного помещения) здания — баптистерии и памятные храмы, но их количество по сравнению с базиликами было невелико. Римские архитектурно-художественные традиции в них проявляются гораздо сильнее: в первую очередь это использование каменных или кирпичных сводов, а в отдельных случаях — бетонных конструкций.

Наибольшим своеобразием и богатством интерьера отличается мавзолей Санта-Констанца в Риме. Здесь впервые базиликальный разрез был применен к центрическому купольному зданию. Мавзолей Св. Констанцы представляет собой круглую ротонду диаметром 22,3 м, в центре которой находится кольцо сдвоенных колонн, поддерживающих барабан с куполом диаметром 11,5 м. Купол состоял из сходившихся к вершине ребер и более легкого заполнения между ними, причем опирался он не на наружную стену, как в языческих постройках, а на отдельные опоры.

Эти новаторские приемы впоследствии получат широкое распространение в византийской архитектуре. Распор купола гасится кольцевым сводом более низкой обходной части и массивной глухой стеной, лишенной окон и пластически разработанной только нишами, подчеркивающими ее толщину. За счет базиликального разреза центральное подкупольное пространство получает обильное освещение (свет льется из окон в барабане), боковой пониженный обход затемнен.

Сдвоенные колонны коринфского ордера несут на себе кусок антаблемента, на который опираются арки, поддерживающие барабан. Антаблемент в данном случае является переходным элементом между массивным сечением стен и легкой колоннадой.

Этот прием также будет активно применяться в интерьерах Византии и в романской архитектуре Запада, особенно в клуатрах монастырских церквей (замкнутых со всех сторон дворах, вокруг которых группируются монастырские постройки). Вместе с тем в отделке интерьеров мавзолея явно преобладают античные традиции. Например, это позднеримские мотивы мозаик на сводах бокового обхода, выполненные не на синем, а на белом фоне, прорисовка деталей ордера.

Мавзолей Санта-Констанца, таким образом, представляет собой (как и раннехристианские базилики) переходное звено между античной и средневековой архитектурой. Ряд новых композиционных приемов, которые найдут применение в средневековых интерьерах, был использован и в других раннехристианских центричных культовых постройках. Например, это план с внутренним четырехлистником из двухъярусных вогнутых колоннад-экседр церкви Сан-Лоренцо в Милане, парусный свод и крестовидный план мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (середина V в.).