Древний Рим

Места собрания христиан

Места собрания христиан
Оценить статью

41С распространением христианства в первые века новой эры в Римской империи возникла необходимость создания архитектурных пространств для собраний верующих и приверженцев этой религии. Вначале одним из таких мест в Риме, Александрии, Сиракузах и других городах были катакомбы — узкие коридоры с несколькими ярусами ниш, выдалбливаемых в мягкой каменистой породе для захоронения членов общин. Кроме того, устраивали небольшие, обычно квадратные помещения, где первые христиане собирались у саркофагов почитаемых людей.

Стены и плафоны в катакомбах покрывали росписями, повторяющими сюжеты, образы и приемы светской живописи (амуры, цветы, фрукты, орнаменты). В поздних росписях катакомб (например,  катакомбы Петра и Марчеллина в Риме.) появились христианские образы и символы (такие как изображения овец и доброго пастыря, оранта).

Композиционной доминантой росписи катакомб стал потолок (в отличие от языческой Античности, во времена которой разрабатывалась система росписи стен и мозаик полов). Одновременно потолок стал символом неба, воплощением «мира горнего». Местами собрания христиан в могли быть и их дома.

В III в. для этой цели использовались специально нанимаемые или купленные на средства общин жилые дома, которые называли церквями. С принятием христианства как государственной религии в начале IV в. церкви начали строить повсеместно. Самым распространенным архитектурным типом новых культовых сооружений стала базилика, так как она максимально точно соответствовала требованиям нового культа: позволяла создавать большие внутренние пространства, способные вместить многолюдную общину, и почти не напоминала о языческом храме.

Раннехристианские базилики были призваны как можно быстрее и полнее удовлетворить потребность в новых культовых зданиях. Поэтому при их создании использовали легкие конструкции и простые строительные приемы, не требующие квалифицированной или многочисленной рабочей силы. Самым распространенным храмовым типом становится трехнефная (в Риме — пятинефная) базилика с вестибюлем (нартексом) при входе и абсидой в алтарной части.

Перекрытие центрального, более высокого нефа всегда было деревянным с плоским кассетированным потолком или открытыми стропилами. В отдельных случаях своды сооружали только над боковыми нефами, пролеты которых и, следовательно, распор сводов были велики. Редкое использование сводов и куполов в раннехристианской архитектуре объясняется общим упадком сводостроения (особенно в западных областях Римской империи).

Церковь наложила запрет на использование языческих храмов, большинство из которых разрушались и служили каменоломнями для строительства христианских церквей. В раннехристианских базиликах использовались колонны, антаблементы и другие части ордерной античной архитектуры, целиком перенесенные из старых языческих построек. Сохранились и античные приемы опирания несущих перекрытие стен на столбы при помощи архитравных балок либо арок.

Античной традицией было и устройство перед входом в храм перистильного двора, который стал называться атрием.