Древний Рим

Объемная архитектура

Объемная архитектура
Оценить статью

30Типы общественных зданий Древнего Рима в основном повторяют аналогичные древнегреческие постройки. Однако в объемно-пространственное, конструктивное и декоративно-художественное решение интерьеров римляне привнесли много оригинальных черт. Так, театры Древнего Рима унаследовали основные приемы композиционного построения от греческих театров эллинистического периода. Однако в отличие от греков римляне не только использовали для устройства зрительных мест склоны холмов (например, это театры на форуме в Лионе или Ирода Атика в Афинах), но и строили театры на совершенно плоских местах (скажем, как театры Марцелла, Помпея, Бальбы в Риме, театр в Арле).

В некоторых театрах (например, в Оранже) использовались и естественный рельеф местности, и искусственные конструкции. Театры в отличие от греческих имели развитую объемную архитектуру, формируемую полукруглыми, часто многоярусными аркадами фасадов театрона и прямоугольным зданием скены.

Задняя стена или галерея верхних ярусов зрительных рядов и скена имели одинаковую высоту. Театр, таким образом, превращался в единый объем, в котором внутреннее пространство было замкнуто и отделено от окружающей городской среды, игравшей важную эмоциональную роль в восприятии спектаклей греческих театров. Проскений римских театров обычно имел деревянное покрытие и крышу.

В некоторых театрах использовались временные тенты, которые натягивали над театроном для защиты зрителей от солнца и дождя. В таких случаях внутреннее пространство замыкалось не только сбоку, но и сверху, принимая еще более интерьерный характер.

Театральное действие в римских театрах происходило исключительно на площадке просцения, вытянутой вдоль огромной стены скены. Эту стену украшали пышным архитектурным декором — многоярусными портиками с выдвинутыми вперед антаблементами и фронтонами, нишами со статуями и вазами, цветными мраморными облицовками, росписью.

Известны упоминания о занавесях, которые спускались в специальное углубление перед рампой. Эвакуация зрителей осуществлялась при помощи развитой системы кольцевых крытых кулуаров, расположенных под театроном, и радиальных лестниц.

Римские театры, как правило, — меньше греческих, но имеют гораздо более сложную конструктивную и объемно-пространственную структуру. Она обусловлена самой сущностью римского театра как монументального здания, в отличие от греческого театра как функционально благоустроенного природного участка. В римских театрах сложилась система форм, обусловивших развитие очень распространенного в императорский период типа зданий — амфитеатра, который предназначался для боев гладиаторов и травли зверей.

Римские амфитеатры отличаются от театральных зданий тем, что в них отсутствует сцена, а зрительские места окружают арену со всех сторон. Принцип восприятия зрелищ в амфитеатрах сближает их с ранними греческими театрами, где действие спектакля сосредотачивалось в орхестре, окруженной зрителями. Главное же отличие заключается в форме арены и всего амфитеатра (эллиптическая арена — в Древнем Риме, близкий к полукругу театрон — в Древней Греции), а также в том, что грандиозные по размерам римские амфитеатры строились исключительно с применением искусственных конструкций.