Древний Рим

Пространство интерьеров терм

Пространство интерьеров терм
Оценить статью

33Пространство интерьеров терм отличалось сложным живописным и экспрессивным характером. При движении по нему чередовались различные по размеру и освещенности помещения, перекрытые куполами, плоскими потолками, полуциркульными и крестовыми сводами. Постоянно менялись разнообразные точки восприятия, возникали неповторимые ракурсы. Столкновение различных архитектурных форм, борьба света и тени, динамика и напряженность чередующихся при движении пространств эмоционально переживались как своего рода архитектурный спектакль.

Важную роль в сценарии этого оригинального спектакля играли роскошь и блеск полихромной отделки интерьеров. Многочисленные колонны различной высоты выполнялись из разноцветного мрамора, кирпичная оболочка бетонных стен обычно облицовывалась маркетри (мозаичными изображениями) из пестрого мрамора, своды кассетировались и покрывались мраморовидной штукатуркой, полы представляли собой орнаментальные и фигуративные мозаичные композиции.

По сосредоточению произведений искусства императорские термы могли бы соперничать с художественными музеями. В термах Каракаллы, например, стояло множество скульптур, в том числе статуи Фарнезского быка, Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

В термах Траяна была найдена знаменитая группа Лаокоона. Одним из важнейших типов зданий Древнего Рима была также базилика.

Базилики как крытые залы светского назначения (для торговых сделок, судебных заседаний, политических собраний и др.) встречаются уже в Древней Греции. Римские базилики до IV в. н.э. также представляли собой гражданские здания, не связанные с религиозными обрядами, и предназначались для размещения в интерьерах большого количества посетителей. Общими чертами всех базилик были вытянутость их плана и членение внутреннего пространства на три или пять нефов.

Боковые нефы могли быть двухэтажными. Нижний этаж служил для деловых целей, а галереи верхнего этажа — для отдыха и прогулок.

В большинстве базилик присутствовал базиликальный разрез (т. е. приподнятость центрального нефа над боковыми для устройства светопроемов). Конструкциями перекрытий в базиликах могли быть балки, фермы и своды. Входы размещались как с длинной, так и с короткой стороны.