Древний Рим

Тронный зал

Тронный зал
Оценить статью

35Роскошь, которой окружали себя императоры, почти не дошла до наших дней, но она хорошо известна по литературным источникам. Наиболее изучен дворец Флавиев на Палатине (архитектор Рабирий, конец I в. н. э.). Основу дворца составляет традиционный эллинистический перистиль, вокруг которого расположены различные помещения. Основные дворцовые залы «нанизаны», как в атриумно-перистильном римском особняке, на одну ось, но их размеры настолько огромны, что сходство планировки дворца и жилого дома зрительно почти не воспринимается. Композиционная ось начиналась с входного портика (двумя сторонами дворец примыкал к более старым дворцовым постройкам, а две другие представляли собой портики, выходящие на площадь).

Затем она проходила через тронный зал, слева от которого располагалось помещение для домашних реликвий, а справа — базилика. Далее по оси находился перистильный двор, а за ним — столовая (триклиний), раскрывавшаяся широкими пролетами в расположенные справа и слева от нее нимфеи так, что во время пиров многочисленные гости могли наблюдать из триклиния за выступлениями артистов в нимфеях. Самое большое помещение дворца — тронный зал (пролет его полуцилиндрического бетонного свода — 29,3 м, высота около 44 м). Освещался тронный зал при помощи больших окон в верхних частях торцевых стен.

Все архитектурные поверхности интерьера имели сложную пластическую разработку: стены были решены при помощи ордерных двухъярусных членений с раскреповкой цоколей и антаблементов, зажатых между ними ниш со скульптурами, а свод, видимо, был кассетирован. В нише напротив главного входа находился трон, на котором восседал император.

Еще один трон был установлен в абсиде базилики — зале заседаний суда, на котором председательствовал император. Интерьер базилики традиционно делился колоннами на три нефа (боковые, очевидно, были двухъярусными) и был перекрыт плоским потолком, а абсида — конхой. В этом отношении дворец Флавиев представляет собой довольно типичный для интерьеров монументальных римских зданий императорского периода пример сочетания в одной постройке плоских и сводчатых покрытий, прямых и циркульных (абсиды, ниши, экседры) линий в плане.