Древний Рим

Характер интерьеров Древнего Рима

Характер интерьеров Древнего Рима
Оценить статью

28Принципиально новый характер сводчатых интерьеров Древнего Рима и их отличие от перекрытых сводами ассиро-вавилонских интерьеров заключаются в том, что в Древнем Риме все архитектурные поверхности подразделяют на несущие стены и сводчатое покрытие при помощи элементов ордерной системы, заимствованной у греков, в то время как в Месопотамии архитектурные поверхности стен и сводов не были структурно дифференцированными и составляли как бы одну конструктивную массу. В качестве примера можно упомянуть храм Дианы в Ниме, относящийся к эпохе Августа. Он представляет собой перекрытое сводами трехнефное здание, выполненное в традиционной греческо-этрусской технике тесаного камня.

Полуциркульный свод центрального пространства с относительно большим пролетом выложен из тесаного камня и, следовательно, очень тяжел. Он вызывал огромный боковой распор, которому противопоставлялся массив стены. Однако зрительно этот массив не кажется очень толстым и тяжелым, поскольку стены пластически разработаны полуколоннами (поддерживающими антаблемент, опоясывающий интерьер по периметру и подчеркивающий структурное различие стены и свода) и нишами для скульптур.

Кроме того, выступы стен служили дополнительными каменными постаментами для статуй. Сложная архитектурная пластика интерьера придавала его пространству сомасштабность с человеком и подчеркивала приоритет его художественной значимости перед довольно простым внешним объемом.

Наметившаяся в конце классической эпохи в Древней Греции тенденция возрастания архитектурно-художественного значения замкнутого внутреннего пространства в культовом строительстве нашла наивысшее воплощение в римском Пантеоне, или Храме всех богов, построенном около 125 г. н. э. Интерьеры всех предшествующих античных храмов кажутся небольшими и скромными по внутренней отделке в сравнении с Пантеоном, который может быть поставлен в один ряд с самыми значительными светскими зданиями императорского Рима. В Пантеоне были органично решены конструктивные и художественные задачи создания большепролетного купольного пространства, способного вместить огромное количество верующих.

Храм представляет собой ротонду, в которой полусферический купол диаметром 43,2 м опирается на кольцевую стену толщиной 6 м, чья высота равна радиусу купола (в пространство интерьера, таким образом, можно вписать шар, диаметр которого равен внутреннему диаметру ротонды). Единственным светопроемом в интерьере служит круглое отверстие диаметром 9 м в вершине купола, дающее эффект струящегося сверху рассеянного освещения. Пять рядов убывающих кверху и имеющих уступчатые углубления кессонов придают полусфере купола соразмерность с остальными членениями интерьера, являются его главной композиционной темой.

Купол выполнен в технике «конкретной» системы, причем для облегчения его веса в верхних частях конструкции использован легкий заполнитель — пемзовый камень. Купол имел и символическое толкование, связанное с куполом небесным. Композиционное главенство купола в интерьере подчеркивалось разделением находящихся под ним стен барабана надваяруса.

Нижний, более высокий ярус имел семь ниш, попеременно полукруглой и прямоугольной формы, в которых стояли статуи богов (статуя верховного бога Юпитера — в главной нише напротив входа). Ниши были окружены группами колонн и пилястров красно-фиолетового и золотистого цвета (колонны являлись как бы первым планом трехмерной пластики стен барабана).

Верхний, декоративный ярус также был расчленен ордером, но более мелкого масштаба.