Древний Рим

Храм Фортуны Вирилис

Храм Фортуны Вирилис
Оценить статью

27Древнейшие этрусские храмы строились по типу простилей. Строительными материалами служили дерево и сырцовый кирпич. Для защиты конструкции от влаги использовали большой вынос кровель и терракотовую облицовку отдельных деревянных частей. В отличие от греческих храмов, стоявших на низком ступенчатом основании, в Этрурии, а затем и Риме храмы устанавливали на довольно высокий цоколь со ступенями только с одной входной стороны.

Отличается от греческих простилей и решение интерьера целлы. В Этрурии целлу чаще всего разделяли на три отдельных помещения, каждое со своим входом из-под портика простиля.

В глубине каждой целлы находилась культовая статуя. Такое трехчастное построение объясняется тем, что по требованиям культа каждому богу в Этрурии нужно было посвящать отдельное святилище, а каждый город должен был иметь не менее трех святилищ (у этруссков самыми почитаемыми были три небесных и три земных бога). В целях экономии часто соединяли три святилища под одной крышей.

Сходную трехцелловую структуру имели и древнейшие храмы Рима, например Капитолийский храм (VI в. до н. э.), посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве. В республиканский и в начале императорского периода особенно распространенными видами храмов в Древнем Риме остаются простиль и производный от него псевдопериптер.

Наиболее известными и показательными примерами того времени являются храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке в Риме и Мэзон Карэ в Ниме — псевдопериптеры соответственно ионического и коринфского ордера, построенные в I в. до н. э. Интерьер этих храмов довольно прост (четыре стены, отделка которых не сохранилась, плоское перекрытие) и не претендует на архитектурно-художественный приоритет по отношению к внешнему объему. Подобные небольшие храмы строились вплоть до IV в. н. э. — на форумах городов империи, внутри перистилей площадей, в дворцовых комплексах монархов.

Главная же тенденция развития культовых зданий Древнего Рима состоит в постепенном перенесении композиционного внимания к замкнутому сводчатому пространству и в использовании различных художественных средств для его разработки. В I в. н. э. встречаются периптеры, целлы которых покрывают полуциркульным (в виде полуокружности) сводом, а потолки портиков разрабатывают вставками-кессонами с богатой орнаментацией (например, в храме эпохи Нерона, созданном в резиденции армянских царей крепости Гарни в римско-эллинистических традициях).

Особенно показателен храм Венеры и Ромы в Риме, построенный по проекту императора Адриана в начале II в. н. э. Храм представлял собой крупный (107 х 55 м) эллинистический периптер, расположенный в центре перистильного двора. Поскольку он был посвящен двум богам, его целлу разделили на две равные части, «сросшиеся» алтарными стенами.

Эти торцевые стены решены в виде абсид, в которых находились сидящие статуи богов. Однонефное пространство каждой целлы перекрыто полуциркульным кассетированным сводом, а в стенах расположены ниши со статуями.

Интерьер храма, таким образом, имеет совершенно новую композиционную структуру по отношению к греческим прототипам, ставшим основой его внешнего периптерального объема. Использованные в решении его интерьера архитектурно-художественные приемы будут широко применяться в позднем императорском Риме, а затем в средневековой Европе.