Эгейский мир

Античный храм

Античный храм
Оценить статью

14Живописность интерьеров Кносского дворца усиливают сужающиеся книзу, окрашенные в красный цвет колонны, выстраивающиеся в портики и поднимающиеся вдоль лестниц. Этот тип колонн получил широкое распространение на Крите. Первоначально колонны были деревянными, но после раскопок дворца в XX в. сгоревшие колонны восстановили в камне.

Перекрытия также были сделаны из дерева. Стены в большинстве случаев возводили из кирпича-сырца с деревянным каркасом. Тесаный камень на глине использовался для выполнения наиболее важных элементов конструкции (цоколи, лестницы, подпорные стены).

Сходные объемно-пространственные и конструктивные приемы были использованы при строительстве и других дворцов минойского Крита — в Гурниа, Фесте, Малии. В материковой Греции также прослеживается влияние искусства Крита, но оно затрагивает в основном отдельные архитектурные и художественные элементы (например, это сужающиеся книзу колонны, сходство стилистики монументально-декоративной живописи), а к тому же ему была подвержена преимущественно элитарная культура.

По базисным композиционным принципам и традициям народного жилища архитектура микенской Греции очень отличается от архитектуры минойского Крита. В Микенах сложился тип круглой в плане монументальной гробницы, перекрытой ложным куполом (клинчатые арочно-сводчатые и купольные конструкции, как и на Крите, не использовались).

Наиболее известная и показательная усыпальница такого рода — это сокровищница Атрея в Микенах, датируемая XIV в. до н. э. Ее круглая камера диаметром 14,5 м была перекрыта ложным куполом высотой 13,2 м. В швы между камнями были вставлены бронзовые розетки, подчеркивающие уменьшение высоты колец каменной кладки кверху и тем самым создающие иллюзию большего размера интерьера, чем в реальности. Над гробницей был насыпан холм, а к входному проему в круглую камеру вел открытый сверху коридор-дромос длиной 36 м и шириной 6 м. Входной проем в камеру высотой 5,4 м был обрамлен сужающимися книзу полуколоннами из зеленого мрамора, украшенными металлическим накладным декором. В отличие от неукрепленных критских дворцов, где использовались разнородные материалы и смешанная строительная техника, монументальная архитектура Микен имела крепостной характер.

В ней часто применялась каменная, в том числе циклопическая, кладка (без связующего раствора). Каменная кладка насухо впоследствии нашла широкое применение в храмовом строительстве Древней Греции.

На формирование плана античного храма очень сильно повлиял и распространенный в эгейском мире (Трое и Микенах) тип народного жилища мегарон — прямоугольное в плане строение, состоящее из комнаты и сеней. Середину комнаты занимает постоянный (в отличие от критских) очаг, над которым проделано отверстие в крыше. Если интерьер имел значительные размеры, то кровля зала могла дополнительно поддерживаться четырьмя колоннами.

Перед залом мегарона расположены сени, образуемые выступом продольных стен и двумя колоннами между ними. Собственно, план древнегреческого т. н. антово-го храма точно повторяет план мегарона.

В виде мегаронов обычно решались и парадные приемные помещения дворцов. Например, мегароны Тиринфского и Микенского акрополей, которые примыкали к перистильным дворам, выделялись из асимметрично примыкавших к ним помещений крупными размерами и четкостью симметричной композиции.