Эгейский мир

Дом Трезубца

Дом Трезубца
Оценить статью

24Одним из наиболее типичных домов эллинистического периода является Дом трезубца на острове Делос (II в. до н. э.). Этот относительно небольшой дом занимает угловой участок не совсем правильной формы в квартале, расположенном на пересечении двух улиц. Главный вход и находившийся за ним коридор вели в перистиль. Справа в коридор выходила жилая комната раба-привратника, который мог дополнительно заниматься каким-либо ремеслом, и тогда его комната служила и мастерской.

В выходившей на другую улицу стене был устроен еще один второстепенный вход. Слева от главного входа располагались два сообщающихся помещения, одно из которых выходило на улицу, а второе — во внутренний двор (лавка и складское помещение). Напротив основного входа, по другую сторону двора, находился главный зал, к которому примыкала экседра, непосредственно связанная с портиком перистиля.

Из-под портиков внутреннего двора можно было попасть и в спальные комнаты, расположенные на северной стороне дома. Величина перистильного дома, количество комнат и характер внутренней отделки зависели от состоятельности домовладельца. Дворцы эллинистических правителей также строили в виде огромных роскошных перистильных домов, в которых многочисленные парадные залы и жилые комнаты группировались вокруг дворовых портиков.

Для эллинистического жилища, как и в предыдущий период, характерна изолированность интерьеров от улицы. Дом замкнут внутри себя и «развивает» жилые помещения из перистиля.

Все богатство архитектурно-художественных средств сосредоточено именно на решении интерьеров и внутреннего двора. Общность декоративных мотивов (меандр, листья аканфа, пальметты, лотос, мотив волны и др.) в архитектурном орнаменте, мебели, осветительной арматуре, тканях, керамике, ювелирных изделиях способствовала стилистическому единству интерьеров.

Стены главных помещений покрывали стуком и расписывали фресками. Сюжеты росписей — архитектурные элементы отделки интерьеров (карнизы, архитектурный орнамент) и иллюзорное пространство с вымышленной архитектурой, продолжающее реальное пространство интерьера. Кроме того, стены могли быть увешаны большим количеством картинок с мифологическими сюжетами и фантастическими архитектурными формами.

Такие картинки либо писали прямо на стене, либо вешали на нее как станковые работы. Об эллинистической монументально-декоративной и станковой живописи можно судить главным образом по сохранившимся стенописям домов Помпей, Геркуланума и Рима, выполненным под влиянием греческих образцов. Эти росписи свидетельствуют о том, что приемы моделирования объема тенью, световоздушной перспективы, иллюзии глубины и прорыва плоскости стены, которые будут использоваться в искусстве Нового времени, возникли именно в эллинистический период.

Дальнейшее развитие в период эллинизма получили мозаики, которыми покрывали полы богатых домов. Плоскость пола обычно членилась при помощи орнаментальных полос (мотивы — меандр, пальметта, акант, лотос) на отдельные клеимы, в которых изображались мифологические персонажи и сцены, в том числе сложные многофигурные композиции. В качестве примера можно упомянуть римскую копию сложной сюжетной мозаичной композиции (5,1х 2,7 м), изображавшей битву Александра Македонского с Дарием, покрывавшей пол Дома фавна в Помпеях.

Греческий подлинник относился к ранне-эллинистическому периоду. Под влиянием Востока в убранство интерьеров вошли ковры, которыми устилали полы жилых комнат.