Эгейский мир

Древнейшие греческие храмы

Древнейшие греческие храмы
Оценить статью

16Древнейшие греческие храмы строились из дерева (колонны, перекрытия) и сырцового кирпича (стены). По пропорциям они разительно отличались от каменных храмов классического периода. Колонны-бревна были более тонкими, расстояния между ними — более широкими (деревянные балки работают на растяжение гораздо лучше каменных). При переходе в период архаики к каменному культовому строительству возникли иные пропорции, обусловленные новым материалом.

Первоначально пропорции каменных конструкций отличались излишней тяжеловесностью и часто находились в противоречии с логикой архитектурных деталей, восходящих к деревянным прототипам. К V в. до н. э. в греческой архитектуре были достигнуты совершенные пропорции каменной ордерной системы, которая превратилась не просто в изображение деревянной конструкции, но в ее художественную метафору.

Изменяя соотношения между отдельными частями ордерной структуры, архитекторы могли создавать тот или иной художественный образ в пределах одной конструктивной схемы. Ордер, таким образом, стал живым и гибким архитектурным языком.

Освещались интерьеры целл через дверные проемы. В небольших храмах такого освещения было достаточно.

Известны немногочисленные случаи использования окон (например, в Эрехтейоне, храме Зевса в Акраганте). Интерьеры крупных храмов могли освещаться и при помощи гипетральных проемов (отверстий в перекрытии).

В таких храмах одна или несколько секций кровли целлы отсутствовали. Иногда вся целла находилась под открытым небом, и тогда интерьер принимал вид внутреннего дворика.

Гипетральные храмы обычно посвящали солнечным богам — Зевсу и Аполлону, которые могли проникать в святилище через открытую вершину кровли. Целлы храмов чаще всего имели чердак, используемый как хранилище. В этом случае стропила опирались на коньковую балку, стены и наружный антаблемент (в трехнефных храмах — и на дополнительные стенки, которые шли поверх внутренних колоннад).

Деревянные потолки целлы обычно делали кессонированными. Декоративные качества кессона деревянных конструкций привели к тому, что в каменных плитах, перекрывающих наружные портики храмов, также стали высекать кессонированные углубления.

В интерьерах греческих храмов встречается довольно много конструкций кесонного потолка. Храм Афины, Эрех-тейон, перекрывали деревянные балки, заполненные терракотовыми плитами.

В описфодоме Парфенона на балки перекрытия были уложены каменные плиты с небольшими кессонированными углублениями, а в Тезейоне в мраморных потолочных плитах были пробиты сквозные квадратные отверстия, накрытые особыми пластинками. Наряду с храмами с плоским потолком строились храмы с открытыми стропилами. В этом случае большое значение для интерьера целлы получало художественное качество материалов кровли.

В некоторых храмах нижняя часть кровельной черепицы, видимая из интерьера, покрывалась глазурью. Богатый декоративный эффект давали также и мраморные плиты кровли, которые к тому же частично пропускали дневной свет. Для устройства полов в интерьерах храмов обычно использовали камень.

Довольно распространенными были полы из чередующихся темных и светлых каменных плит, а также из мозаики, которую выкладывали из разноцветных каменных плиток или гальки, утапливаемых в связующий раствор. В технике мозаики выкладывались орнаментальные и фигуративные композиции.

Известны также случаи использования для покрытия пола (например, в храме в Эгине) цветного стука.