Эгейский мир

Эрехтейон на афинском Акрополе

Эрехтейон на афинском Акрополе
Оценить статью

19Внутреннее пространство Эрехтейона было гораздо проще его внешнего объема. Интерьеры храмовой части Посейдона многократно перестраивались. Первоначально целла была, по-видимому, разделена на три помещения не доходившими до перекрытия стенками.

Одно из них служило пронаосом (преддверием храма), из которого по узкой лесенке можно было подняться в портик кариатид, а также через дверь в западной стене выйти во дворик со священной оливой Афины. Внешняя стена пронаоса формировалась из четырех ионических колонн, пролеты между которыми были закрыты каменной решеткой.

На стенах целлы висели картины из жизни Бутадов (рода жрецов), а под целлой находился склеп со следами трезубца, которым, по преданию, Посейдон ударил в этом месте о скалу. Целла, посвященная Афине, была еще более простой: она представляла собой прямоугольное помещение с двумя окнами в восточной стене — единственными источниками естественного освещения, так как дверь была постоянно закрыта (право входа в целлу Афины имели только жрецы).

Центральное место в интерьере занимала древняя и особо почитаемая статуя Афины, вырезанная из дерева, перед которой горел огонь в золотом светильнике работы Каллимаха. В эпоху эллинизма появилось много новых композиционных решений храмов, что в значительной мере было связано с возникновением новых культов. Как отдельные монументальные сооружения воздвигались алтари (например, знаменитый алтарь Зевса в Пергаме 180 г. до н. э.). Коринфский ордер использовался не только в интерьерах, но и на фасадах, образуя внешние портики (например, в храме Зевса Олимпийского в Афинах, датируемом II в. до н. э.- II в. н.э.). Интерьер целлы храма мог заканчиваться не прямой стеной, а абсидой (полукруглой выступающей частью) — например, как в мистериальном храме Кабиров на острове Самофракия, построенном в середине III в. до н. э. Возрождался встречавшийся в архаический период и исчезнувший в эпоху классики тип псевдопериптера (храм Артемиды Левкофриены в Магнесин II в. до н. э.). Круглые в плане храмы получали новые композиционные модификации.

Арсинойон (III в. до н. э.), например, представлял собой двухъярусную композицию из глухого цоколя, на котором стояла ротонда с опорами в виде дорических пилястров на фасаде и коринфскими полуколоннами в интерьере, поддерживающими коническую крышу. Особенно широкое распространение в эпоху эллинизма получили ионические диптеры больших размеров.

Целла таких храмов иногда была настолько огромной, что оставалась без перекрытия, превращаясь как бы во внутренний двор. В храме Аполлона в Дидиме близ Милета (313-163 гг. до н. э.) интерьер целлы представлял собой двор, ограниченный высокой стеной с коринфскими пилястрами. В его глубине находилась не культовая статуя, как в классический период, а маленький ионический простильный храмик (эдикула), внутри которого хранилась древняя бронзовая скульптура Аполлона.

Необычно решался и вход в целлу. Пронаос представлял собой многоколонный зал, который одной стороной раскрывался во внешние портики диптера, а противоположной стороной примыкал к огромному, поднятому на 1,5 м от пола порталу.

За этим порталом находилось помещение оракула, сообщающееся с целой двором парадной лестницей.