Эгейский мир

Кносский дворец

Кносский дворец
Оценить статью

13Интерьер Светового дворика дворца в целом, эти входы, образованные скромными портиками, были лишены торжественной монументальности, характерной для дворцового строительства Египта и Месопотамии. Чтобы попасть во дворец, посетитель был вынужден несколько раз менять направление движения, следуя поворотам коридоров и залов. Композиционная структура дворца — это живописное, проникнутое движением пространство, в котором анфилады отсутствуют, а помещения заходят друг за друга, образуя постоянно меняющиеся перспективы.

Внутреннее пространство свободно перетекает не только по горизонтали, но и по вертикали благодаря обилию лестниц (то узких с поворотами, то широких и прямых) и смещению уровня некоторых интерьеров на несколько ступеней. Передвигаясь по дворцу, поворачивая вслед перетекающему пространству, посетитель получает серию композиционных сюрпризов: затемненные комнаты чередуются с ярко освещенными портиками, узкие коридоры сменяются световыми двориками.

При подъеме или спуске по лестницам открываются новые пространства или уже пройденные, но в новых ракурсах. Как и в египетских храмах Нового царства, пространство рассчитано на восприятие в движении с наслаиванием зрительных впечатлений в один сложный образ. Однако в египетских храмах график движения — принудительный, жестко регламентированный единой композиционной осью, а в большинстве интерьер Кносского дворца он — свободный.

У посетителя есть довольно большой выбор направлений передвижения. Эмоциональные впечатления от сменяющихся пространств кажутся непредсказуемыми, что усиливает динамику восприятия архитектурной композиции. Своей живописностью система интерьеров Кносского дворца во многом обязана сложной и тонко нюансированной игре светотени.

Темнота постепенно сгущается по мере удаления от световых двориков, разбросанных по разным частям дворца и являющихся основными источниками естественного освещения интерьеров. Соответственно, по мере удаления от источников света цветовое решение интерьеров становится более ярким.

Стены обычно отделывали известковой штукатуркой, которую затем раскрашивали и расписывали. Излюбленные цвета — красный и белый.

Стволы колонн окрашивали в красный цвет, а капители — в черный. Сюжеты росписей связаны главным образом с природой и кажутся очень светскими. На стенах изображены деревья, травы, цветы, звери, птицы, море и его обитатели (рыбы, крабы, осьминоги, морские звезды), люди в разных позах, участвующие в спортивных состязаниях или религиозных обрядах, несущие подношения правителю, собирающие шафран.

Независимо от истинного смыслового значения живопись поражает отсутствием каких-либо канонов, свободой, экспрессией, повышенной декоративностью рисунка и цвета. В орнаментальных росписях редко можно встретить упорядоченные раппортные построения. Чаще всего орнамент напоминает беспокойные, постоянно меняющиеся формы природы — щупальца осьминога, следы волн и т. д. В искусствоведении иногда проводятся стилистические параллели между искусством Древнего Крита и рококо.

В обеих культурах, отстоящих друг от друга более чем на 3 тыс. лет, можно увидеть много внешних аналогий. Например, это женская одежда, расширяющаяся книзу, с узким корсажем и большим декольте, любовь к извилистым игривым линиям в монументально-декоративном, прикладном искусстве и мебели. Так, каменный трон (очевидно, воспроизводящий формы деревянной мебели) сближают с формами рококо плавный переход внутренней грани сужающихся книзу ножек в раму сидения и изгибающиеся линии, образующие контур спинки.

Интерьер, в котором стоит этот трон (предположительно — Тронный зал), имеет асимметричный план. Элементы симметрии намечаются только в парадной торцевой стене с росписью грифонами, защищающими установленный в центре каменный трон.

К Тронному залу через двухколонный портик асимметрично примыкает Световой дворик с лестницей, спускающейся к ритуальному бассейну. Асимметрию подчеркивает и главный вход, расположенный сбоку от трона.

По сравнению с чрезвычайно торжественными парадными помещениями монархов в ассиро-вавилонских дворцах этот зал выглядит скорее уютной гостинной, не выделенной в общей структуре интерьеров с их переливающимися друг в друга камерными пространствами.