Эгейский мир

Критские города

Критские города
Оценить статью

12Наиболее яркие национальные особенности, выделяющие ее из всего древневосточного зодчества, имеет архитектура Крита. Ее расцвет пришелся когда на Крите несколько родовых племен объединились в союз, обладавший самым мощным в Средиземноморье флотом. В этот период большое развитие получили города (по преданиям, на Крите было около 100 городов).

Критские города не имели крепостных стен и отличались асимметричной планировкой, причем планы зданий обычно также были асимметричными. Жилые дома были двух-трехэтажными с плоскими крышами-террасами, на которые жители выходили из надстройки-мезонина. В качестве строительного материала использовались каменная кладка на глине (обычно для нижних этажей), сырцовый и, изредка, обожженный кирпич (для верхних этажей).

Возводили также стены с деревянным фахверком и различным его заполнением. В домах не было постоянного очага, а применялись переносные жаровни. Скрыть дефекты кладки и разнородный строительный материал позволяла известковая штукатурка, которую чаще всего раскрашивали в белый или красный цвет.

Для деталей обычно использовали черный, желтый и голубой цвета. Богатые дома имели внутренние дворики, окруженные колонными портиками.

Интерьеры таких домов отделывали стуком (искусственным мрамором), декоративными росписями, вкладками из синей смальты в швы между каменными плитами. Особой роскошью отличались дворцы, в первую очередь самый крупный из них, находившийся в Кноссе, столице Крита.

Кносский дворец многократно перестраивали но, несмотря на его постепенное расширение и изменение состава помещений, основой дворца стал целостный архитектурно-художественный образ, последовательно воплощенный вплоть до малейших деталей в архитектуре и оформлении. Кносский дворец был ориентирован по сторонам света и занимал площадь 100 х 100 м. В отличие от дворцовой архитектуры Древнего Востока его внешний объем не играл главной композиционной роли и не воспринимался целиком, а как бы врастал в городскую ткань Кносса. Основной акцент был перенесен на внутреннее пространство дворца, композиционным ядром которого являлся большой двор (как и в других дворцах Крита).

Западный корпус, состоявший на первом этаже из узких складских и подсобных помещений (с четкой регулярной планировкой), а на втором и третьем этажах — из культовых и парадных помещений (с живописной асимметричной планировкой), раскрывался во внутренний двор длинным колонным портиком. Восточный корпус, врезанный в склон холма, выходил на этот двор верхним этажом. Ниже уровня двора в восточном корпусе находились жилые покои с залами, спальнями, ванными комнатами.

Интерьеры освещались либо непосредственно из внутреннего двора, либо из маленьких двориков-колодцев, в которых обычно располагались лестницы. С северо-запада к дворцу примыкала Театральная площадка с каменными ступенями для зрителей, предназначенная, очевидно, для собраний и театрально-культовых представлений. С юго-запада во дворец вел ступенчатый портик — длинная, изломанная в плане лестница, поднимавшаяся по склону холма и обрамленная колоннами, которые несли ступенчатое плоское покрытие (наклонные линии чужды архитектуре Крита).

Входы во дворец располагались также на западном и северном фасадах.