Эгейский мир

Потолочные кессоны

Потолочные кессоны
Оценить статью

17Приемы передачи объема, иллюзии глубины и воздушной перспективы впервые появятся в эпоху эллинизма. Орнаментальным живописным декором могли украшать и потолки храмов. Так, потолочные кессоны в Парфеноне представляли собой мраморные плитки с орнаментальной росписью.

Яркими цветами — красным, синим, желтым — в интерьере, как и на фасадах, выделялись отдельные детали ордерной системы, в том числе выполненные из мрамора. Центральное композиционное место в интерьере греческого храма занимала культовая статуя.

Часто она достигала огромных размеров, доходя почти до потолка (например, это произведения Фидия — 13-метровая статуя сидящего Зевса в храме Зевса в Олимпии и статуя стоящей Афины Парфенос в Парфеноне). Контраст между огромной величиной культовых статуй и более мелкими, но тоже значительными по масштабу архитектурными ордерными формами интерьера подчеркивал значительность образа богов. Скульптура в интерьерах храмов также была цветной (архаическая скульптура расписывалась, а в классический период мраморные статуи слегка подцвечивали).

Кроме того, была распространена очень богатая по колористическому эффекту хризэлефантинная техника (например, это скульптуры Фидия в Парфеноне и в храме Зевса Олимпийского, статуя Геры в храме Аргоса работы Поликлета). Декоративное убранство интерьеров греческих храмов дополнялось занавесом перед божественной статуей, который на короткое время раздвигался, открывая взорам скульптуру, а также цветной тканью гипетра, которая рассеивала и окрашивала проникающий в храм свет. Наконец, храмовые интерьеры могли «оживляться» размещаемыми в них дарственными предметами самого разного толка (статуями, вазами, мебелью, военными трофеями и др.). Одно из самых совершенных произведений греческой и мировой архитектуры-Парфенон, построенный в 447-432 гг. до н. э. по проекту Иктина и Калликрата.

Поставленная Периклом задача состояла в том, чтобы построить главный храм всеэллинского святилища Акрополя и всего полиса, посвященный богине Афине — покровительнице Афин. Парфенон считается крупнейшим дорическим храмом греческой метрополии (размеры 30,8×69,5 м). Внешняя колоннада формировалась 46 колоннами по 8 и 17 колонн с каждой стороны. Интерьер состоял из двух залов, в которые входили с противоположных торцов храма.

Восточный зал, разделенный двухъярусной колоннадой на три нефа, служил целлой. Боковым нефам соответствовали галереи верхнего этажа, соединявшиеся позади статуи Афины в П-образный обход вокруг целлы. В западном зале-описфодоме, называемом Парфенон, хранились казна и важные государственные документы Афинского морского союза.

Его перекрытие поддерживали четыре колонны — предположительно, ионического ордера. Детали ионического ордера присутствовали и во внешних портиках храма: по периметру целлы по верхней части стен тянулся непрерывный (т. е. ионический) скульптурный фриз со сценами панафинейского шествия, а под фризом находились дорические полочки с каплями. Парфенон представляет собой вершину развития дорической ордерной системы, отражает этические и эстетические идеалы того времени — «красоту без прихотливости и мудрость без излишеств» (определение Перикла).

Вместе с тем в нем уже заметна тенденция свободного обращения с ордерными формами, которая приведет в период классики к совместному применению трех ордеров в одной постройке, а в эпоху эллинизма — к их смешению (например, ионическая колонна с дорическим антаблементом).