Post Type

Создание Парфенона

Оценить статью

18После создания Парфенона в греческой архитектуре появилось стремление к усложнению и индивидуализации культовых интерьеров. Построенный по проекту Иктина около 430 г. до н. э. храм Аполлона Эпикурия в Бассах по внешним формам представляет собой традиционный дорический периптер. В интерьере же архитектор реализует оригинальное, не встречавшееся ранее решение. Целла храма имеет не один, а два входа (с южной и западной сторон).

Ее вытянутое однонефное пространство усложнено трехмерной разработкой стен: продольные стены имеют выступы, заканчивающиеся ионическими полуколоннами, которые образуют ниши. Скульптурный фриз антаблемента, таким образом, был вынесен ближе к центру интерьера, а в нишах могли размещаться вотивные подношения.

Композиционное акцентирование ниш достигалось и тем, что плафон в них был ниже, чем в центральном пространстве, и имел более мелкие членения кессонов. Кроме пластического обогащения интерьера при помощи выступов стен решались и конструктивные задачи — уменьшение пролета однонефной целлы. Композиционную неожиданность вносят в интерьер последняя пара поперечных выступов с полуколоннами, повернутых под углом 45°, и расположенная между ними свободностоящая мраморная колонна коринфского ордера, отделяющая основное пространство целлы от адитона.

Центральное положение этой колонны обусловило асимметричное смещение в адитоне статуи Аполлона с оси храма. Композиционное решение храма Аполлона Эпикурия в Бассах наглядно демонстрирует наметившуюся после Парфенона тенденцию возрастания в храмах архитектурно-художественного значения интерьера и поиск средств его пространственной и пластической выразительности, обусловившие переработку традиционных архитектурных форм. Тенденция индивидуализации композиционного решения греческих храмов особенно ярко проявляется в Эрехтейоне, построенном на афинском Акрополе в 421-407 гг. до н. э. Его объемно-пространственная структура не имеет аналогов и связана с рельефом местности и посвящением храма двум божествам — Афине и Посейдону.

Соответственно, интерьеры храма состоят из двух частей: целлы Афины — с восточной стороны, а Посейдона — с западной. Асимметричный объем Эрехтейона свободно и живописно комбинирует гладкие стены с различными портиками (портик кариатид — на южном фасаде, встроенная в стену колоннада — с западной стороны, различные по высоте и конфигурации ионические портики — на восточном и северном фасадах).

Архитектурный сценарий храма построен на восприятии утонченной композиции его асимметричных масс в движении. Чтобы войти в интерьер (особенно в целлу Посейдона), надо было обойти вокруг храма, который по мере движения развертывал перед зрителем разнообразные, сменяющие друг друга живописные картины, основанные на контрасте сопоставляемых архитектурных форм с их богатой деталировкой.

Движение-восприятие удивительного храма также обогащалось и за счет спуска по лестнице вдоль его северного фасада (из-за рельефа данной местности северный и западный фасады расположены на 3 м ниже восточного и южного фасадов).