Эгейский мир

Театр в Эпидавре

Театр в Эпидавре
Оценить статью

20К общественным сооружениям Древней Греции относятся булевтерии (залы заседаний Совета старейшин), экклесиастерии (залы заседаний Народного собрания), стадионы, гимнасии (площадки для гимнастических упражнений), стой (портики для прогулок), театры, рынки, термы (бани), базилики (крытые залы для торговых сделок и заседаний суда) и комплексы агор (площадей с расположенными на них портиками, общественными и культовыми зданиями). Важное место среди общественных сооружений занимают театры. Развитие театральной архитектуры и оборудования связано с развитием греческой драмы, которая восходила корнями к сельским праздникам, связанным с культом бога Диониса.

Основными частями греческого театра были орхестра (круглая или полукруглая площадка для выступления хора), театрон (зрительские места, располагавшиеся на склоне холма полукольцом вокруг орхестры) и скена (сооружение — первоначально палатка — для хранения реквизита и переодевания актеров). Театрон обычно охватывал чуть более полуокружности и оканчивался подпорными стенками. Зрительские места представляли собой большие ступени и членились радиальными проходами, в которых более мелкие ступени были рассчитаны на шаг человека.

В крупных театрах (например, в Эпидавре) ряды мест разделялись дополнительным горизонтальным проходом на два яруса. Первые ряды зрительских мест, предназначенных для почетных граждан (проэндрии), часто выполнялись в виде каменных кресел, воспроизводивших формы деревянных стульев и кресел.

Скена театров классического периода обычно представляла собой двухэтажное здание, отделенное от театрона проходами. Иногда к зданию скены сзади примыкали портики, выполнявшие функцию фойе.

В эпоху эллинизма перед скеной появилась одноэтажная пристройка проскений, плоская крыша которой (логейон) стала дополнительным, а со II в. до н. э. (когда из античной драмы «выпал» хор) — основным местом выступления актеров. Выход актеров на сцену осуществлялся либо по наружным лестницам, либо со второго этажа скены.

Греческие театры почти не имели внешнего объема (за исключением сцены). Пространство театра было тесно связано с окружающим пейзажем — природным или городским.

Почти с любого зрительского места можно было видеть ту естественную среду, на фоне которой развивались сюжеты театрального представления. Место для театра выбирали с учетом открывавшихся со зрительских мест видов.

Так, театр в Дельфах «раскрывался» на уходящее вниз глубокое живописное ущелье, театр в Эпидавре — на гряду поросших лесом холмов, театр Диониса в Афинах, расположенный на склоне Акрополя, — на античный городской пейзаж, театр в местечке Курион на Кипре — на берег Средиземного моря, и шум прибоя придавал дополнительную эмоциональную окраску театральному действию. Синтез интерьера театра и окружающей среды является одним из сильнейших по воздействию на зрителя архитектурно-художественных средств.