Эгейский мир

Театры-одеоны

Театры-одеоны
Оценить статью

21Острый эмоционально-психологический эффект достигался также тесной связью актера со зрителем. Окружавшие орхестру зрители могли видеть не только актеров и великолепный пейзаж, но и зрителей, сидящих на противоположной стороне. Театральное действие воспринималось не плоскостно, а как бы трехмерно, возникал эффект соучастия зрителей в игре актеров. С перенесением сцены на логейон связь актера со зрителем несколько ослабела, а само действие стало более картинным.

В эпоху эллинизма, таким образом, был сделан первый шаг к сложению портальной сцены, которая будет господствовать в театральном интерьере с XVII по XX в. Во II в. до н. э. из-за увеличения роли декораций в архитектуру скены вносится ряд новшеств. С целью показа интерьера в ходе театрального действия в первоначально глухой стене второго этажа устраивают три-пять больших проемов. Из них можно выносить или выкатывать на тележках декорации.

Несмотря на свои подчас гигантские размеры, греческие театры имеют выверенную вековой практикой великолепную акустику. Практически с любого места можно хорошо слышать актера, даже если он говорит тихим голосом. Оптические качества интерьеров также совершенны.

Для того чтобы зрители видели на значительном расстоянии смену чувств героев, актеры пользовались менявшимися по ходу пьесы масками, гротескно выражавшими состояния души: гнев, радость, печаль, скорбь и т. д. Кроме крупных театров под открытым небом Древней Греции со времен классики действовали многочисленные небольшие театры-одеоны, создававшиеся для камерных музыкальных или поэтических представлений. Они обычно имели деревянные или легкие палаточные перекрытия.

По своей структуре очень близки к театрам были булевтерии и экклесиастерий — крытые помещения, предназначенные для собраний. Булевтерии в Милете (II в. до н. э.), вмещавший 1,5 тыс. человек, состоял из прямоугольного здания, к которому примыкал перистильный двор.

Интерьер этого здания представлял собой большой зал, в который был вписан полуциркульный амфитеатр с площадкой-орхестрой в центре, повторяющий план греческого театра. Основные входы в нижний уровень зала вели из внутреннего двора, а из дополнительных дверей с улицы, поднявшись по угловым лесенкам, можно было попасть на верхнюю часть зрительских мест. Стены зала членились пилястрами, между которыми располагались окна.

Деревянное перекрытие поддерживали четыре колонны. Наряду с полуциркульными театронами существовали зрительные залы с П-образной планировкой мест. В качестве примера можно упомянуть экклесиастерий в Приене (III в. до н. э.), который имел прямоугольные в плане ступенчатые трибуны, вмещавшие 640 человек.

Центр зала занимала прямоугольная площадка с алтарем. Лестницы, ведущие наверх, располагались в углах амфитеатра и вдоль подпорных стен. По верхнему уровню зрительских мест зала проходила колоннада, поддерживающая перекрытие.

Задача перекрытия крупных зрительных залов, вставшая перед архитекторами в эпоху эллинизма, не всегда находила безукоризненное композиционное решение. Так, план экклесиастерия в Приене более функционально продуман и красиво прорисован, чем план булевтерия в Милете, где имеются не совсем чистые сочленения отдельных частей (острые углы в плане, композиционно случайно «вырастающие» из зрительских мест колонны).