Эпоха возрождения

Апартаменты Папского дворца в Ватикане

Апартаменты Папского дворца в Ватикане
Оценить статью

874_srcОдним из интереснейших примеров украшения интерьера, использования самого широкого спектра художественных приемов для обогащения живописной фактуры и стенной поверхности является ансамбль, созданный умбрийским художником Бернардино Пинтуриккьо в апартаментах папы Александра VI Борджа в старом Ватиканском дворце (1492-1494 гг.). Апартаменты Борджа — это несколько небольших комнат и шесть залов, служивших жилыми покоями и парадными приемными папы Александра VI. По эскизам Пинтуриккьо и при его непосредственном участии были расписаны своды и люнеты шести парадных помещений по предложенной папой программе. В богатой историческими аллюзиями росписи свободно сосуществуют герои античной мифологии, трактованные согласно «Генеалогии богов» Боккаччо, древние египетские боги Исида, Осирис и Апис, христианские образы и аллегории, сцены из жизни Марии и Христа, занимательные подробности жизни святых из «Золотой легенды» Якова Воррагинского. Многочисленные, разнообразные образы и умозрительные понятия воплощены с присущей Пинтуриккьо легкостью, в приятной для глаз манере. Его живописные рассказы богаты занимательными подробностями, в них много интересных мезансцен, которые молено с увлечением и удовольствием рассматривать.

Сияющие краски, обилие золота и «рельеф» поверхности, эффектные архитектурные и пейзажные фоны облегчают арочные своды, создают впечатление большей просторности интерьеров. Два первых зала (Сивилл и Свободных искусств) находятся в башне Борджа, а четыре других (залы Таинств, Святых, Веры и Пап) расположены под станцами Рафаэля в старой части дворца.

Небольшие, довольно темные помещения перекрыты двойными крестовыми сводами на парусах с широкой подпружной аркой в центре. Стены делятся на две почти равные части белокаменным карнизом с. орнаментом, схожим с декором арок дверных порталов. Нижняя часть стен, как в Зале святых, была закрыта штофом красновато-коричневых тонов с золотистым узором и двумя рядами деревянной обшивки, разбитой на одинаковые перспективные кессоны с вставками интарсии.

Вдоль стен стояли скамьи-лари, обычные в залах для аудиенций. Замкнутые стрельчатыми арками люнеты стен и крестовые своды украшены живописью и лепниной.

Все архитектурные членения, орнаментальные мотивы на арках и ребрах сводов выделены раскрашенным рельефом с позолотой, для создания которого, помимо стука, использовалось папье-маше. По моде того времени Пинтуриккьо активно вводил золото и мозаику в фоны, орнаменты и архитектурные детали. Обладавший ярким декоративным талантом, восприимчивый к новым веяниям и тонко чувствовавший конъюнктуру, он стремился обогатить общее впечатление за счет сочетания живописи и лепнины, живописи и мозаики.

Использование раскрашенного стука, выполненного в высоком рельефе, обогащало поверхность стены пластическими эффектами, а мерцание мозаики в фонах, как в Зале сивилл и Зале свободных искусств, уподобляло живописную декорацию драгоценной миниатюре или произведению ювелирного искусства. Энтузиазм, с которым мастера конца XV в. использовали самые разные приемы и технологии, сменился более спокойным отношением к возможностям собственно живописи. Совершенствование приемов перспективы, мастерство создания пластической иллюзии и оптической достоверности, изменение технологии (помимо фресок использовали живопись «по сухому») способствовали формированию нового декоративного стиля, в котором живопись имитировала все прочие материалы — лепнину, бронзу, скульптурный рельеф, круглую пластику, деревянную обшивку стен, мозаику и пр.