Эпоха возрождения

Архитектура внутренних покоев

Архитектура внутренних покоев
Оценить статью

1332407563_zerkalnaya-galereyaАрхитектура внутренних покоев богата разнообразными пространственными эффектами — такими как на открытой террасе Сатурна или маленькой террасе Юноны (позднее была заделана). Здесь реальная городская среда, открывающиеся виды на окрестности Флоренции были включены в пространство интерьера, которое уподоблялось естественному пространству городской или парковой среды. Оно включало в себя не только открытые террасы с природными видами, но и многочисленные лестничные переходы.

Своды лестниц, маленькие куполки и плафоны на площадках были расписаны гротесками и плющом, напоминая парковые гроты, садовые павильоны с занавесами, перголы загородных вилл. Смешение фасада и интерьера, городской среды и внутреннего пространства проявилось в архитектурном решении отдельных залов, в декоративных скульптурных и лепных украшениях, в иллюзорных архитектурных мотивах (двери-порталы, ниши и медальоны со статуями, подвесные потолки с глубоким рельефом). В наибольшей степени это смешение заметно в измененном облике Зала Большого Совета (ныне — Зала пятисот).

К работе, помимо Вазари, были привлечены многие флорентийские скульпторы и архитекторы. По проекту Баччо д’Аньоло и Баччо Бандинелли создано тронное место герцога — небольшой подиум, в центре которого во время приемов устанавливали герцогский трон.

Два яруса больших, обрамленных колоннами окон торцовой стены, стоящие в нишах статуи представителей рода Медичи создают эффект триумфальной арки, открытой в сторону просторного длинного зала. Стены этого зала украшены батальными композициями, уподобленными шпалерам, и расположенными под ними скульптурными группами. Архитектурный облик и декоративное убранство огромного зала, в котором проходили главные события государственного значения, вызывали ассоциации с открытой площадью античного форума.

Важнейшими достижениями упорного труда Вазари и его коллег по украшению апартаментов палаццо Веккьо были создание новой иконографии, разработка множества новых тем и исторических сюжетов, принципиально новая трактовка батальных сцен, выработка новой концепции художественного воплощения светской истории, творимой по воле правителя, наконец, достижение художественного синтеза, в котором силами пластических искусств создается единый ансамбль. Зал пятисот стал кульминацией убранства дворца.

При разработке декоративной схемы росписей и плафонных композиций зала Вазари постоянно общался с Козимо I, посылая ему эскизы и учитывая сделанные герцогом пометки и пожелания. Программа декоративного убранства зала разрабатывалась Винченцо Боргини и историком Джамбаттиста Ад-риани.

Более того, Вазари специально ездил в Рим к Микеланджело, чтобы заручиться его поддерлской и одобрением предложенного декоративного решения. Главной темой украшения Зала пятисот стало прославление истории Флоренции, представленной в больших батальных композициях на стенах: на одной — эпизоды войны с Пизой, на другой — сцены войны с Сиеной.

Под батальными композициями были установлены скульптурные группы Винченцо де Росси, изображающие «Подвиги Геракла» как пример гражданских добродетелей, вместе с «Победой» Микеланджело. В нишах тронного места герцога распололсились статуи представителей рода Медичи: пап Льва X и Климента VII, герцога Алессандро, самого Козимо I и его сына Франческо I. В центре деревянного плафона Вазари написал тондо «Апофеоз Козимо I Медичи», на котором герцог изображен в облике обожествленного героя среди облаков и в окружении гербов цехов, городов и областей Тосканы.

Флоренция коронует его короной Великого герцога, а путти демонстрируют атрибуты его власти и успеха — крест ордена Св. Стефана и ленту ордена Золотого руна. Золотое сияние, окружающее Козимо, вызывает ассоциации с изображением Юпитера или Спасителя.