Эпоха возрождения

Буфеты XV в.

Буфеты XV в.
Оценить статью

carved-buffet-oakУже в XV в. встречаются невысокие буфеты. Эти типичные для Раннего Ренессанса изделия, воспринимавшиеся как модели архитектурных сооружений, отличались органичностью построения и отсутствием орнаментации. Четкость членений характерна и для поставцов для посуды, креденцов, которые имели высокое основание, две дверцы, выдвижные ящики и откидную доску.

Их отличали фасад с филенчатыми панелями, отсутствие элементов ордера и двухъярусное строение, в котором членение плоскости становилось основной композиционной темой. Если ранее было принято делать обвязки (соединяющие части изделий) гладкими или профилированными, оставляя для орнамента лишь внутреннее поле филенки, то со временем все профили и обвязки начали пышно орнаментировать.

Изделие имело архитектурную структуру и декорировалось пилястрами, колонками, гермами, розетками. Со времен готики сохранился обычай ставить на нижнюю открытую полку парадную металлическую посуду.

Распространение получают разнообразные шкафы, устанавливаемые в служебных комнатах, в том числе шкафы для книг с решетчатыми дверцами (для лучшей вентиляции пергамента и рыхлой бумаги). Некоторые шкафы расписывают темперой по подобию орнаментальной росписи.

Постепенно в мебели начинает превалировать влияние живописи. Примерно к середине XVI в. получает огромную популярность шкаф-кабинет.

Он был самым богатым и изощренно декорированным предметом интерьерного убранства ренессансного дома, принадлежал, как правило, главе семьи и служил для хранения ценных бумаг, драгоценностей, деловой и личной переписки. В самом распространенном варианте кабинет состоял из двух частей. Верхняя представляла собой шкаф с плоскостью для письма за откидной крышкой, оснащенный выдвижными ящичками и нишами, оригинальными секретами и потайными отделениями.

Нижняя, более основательная часть была выполнена в виде подстолья с разнообразными опорами. Несмотря на простую функциональную конструкцию кабинета, в его отделке нашли применение самые изощренные техники и декоративные приемы — живопись и резьба, маркетри (мозаика, набранная из разных пород дерева) и инкрустация, скульптурные детали и литье, а из материалов — черное дерево, орех, золоченая бронза и серебро, эмаль и слоновая кость, перламутр и полудрагоценные камни.

Кабинет виртуозно украшали арками, фронтонами, колоннами, капителями и орнаментами, делая его поистине драгоценным предметом. В Италии разнообразие кабинетов соотносится с традициями мебельного мастерства отдельных городов.

В Неаполе и Милане их декорировали инкрустациями из слоновой кости, во Флоренции — мозаикой из слоновой кости, перламутра, черепахи и самоцветных камней. Ценились работы мастера Бернардо Буонталенти. В Падуе и Вероне процветала техника маркетри, которой занимались монахи с присущими им терпеливостью и усердием, необходимыми для исполнения этой кропотливой работы.

В технике маркетри создавались настоящие картины. К тому времени научились получать большое разнообразие оттенков дерева, изменяя цвет натуральной древесины с помощью обработки в кипящих маслах и красителях.

Кабинеты украшали изображениями зданий и пейзажей, используя законы перспективы и создавая иллюзию пространства, или же натюрмортами с раскрытыми книгами, астрономическими инструментами и т. д., отображая запросы того времени и в какой-то степени функцию кабинета — хранения деловых и научных интересов его владельца.