Эпоха возрождения

Центрические храмы

Центрические храмы
Оценить статью

Stitched PanoramaНа первый план в архитектуре средокрестия выступает проблема пространства, и на ее решение направлены объемно-пространственные и декоративные возможности архитектуры. Взлет мощных арок подчеркнут профилями дуг, мотив круга и полусферы, многократно повторяясь в окнах, медальонах, арках и фронтонах, перекликается с формой купола и его декором. Кессонированный полукупол над хором соотносится с грандиозным куполом средокрестия, чаша которого широко раскрывается в пространство.

Внутри купол разбит на доли, как зонтичные купола Брунеллески, украшен перспективно сокращающимися кругами и квадратами с тонкой стуковой декорацией между ними. После падения Лодовико Моро Браманте перебрался в Рим, где папа Юлий II назначил его главным архитектором Ватикана и где он занимался всеми строительными инициативами папы. К сожалению, не все задуманное Браманте осуществилось.

Особенно трудно судить о том, какими он представлял интерьеры своих построек, поскольку ни одна из них не была доведена им до конца. Единственным его опытом в области создания идеального центрического храма является небольшая часовня Темпьетто, построенная на том месте, где по легенде был казнен апостол Петр.

Маленький храм имел не только мемориальное, но и символическое значение, так как воплощал Церковь, основанную Петром. Браманте удалось создать идеальный тип центрического храма — тот образ, который будет вдохновлять европейских архитекторов последующих поколений.

Впервые со времен Античности он создал классическое здание, в котором использовал систему пропорционального модуля. Он обратился к античной форме центрического храма — ротонде, по-новому используя круговую колоннаду с архитравом и равным интерколумнием по всему периметру. Очень маленькое помещение храма-памятника не позволяет почувствовать новизну пространственной организации интерьера, так как большую его часть занимают алтарь и ведущие к нему ступени.

Темпьетто следует античным образцам и в перекрытии: храм венчает полусферический купол, поднятый на высокий цилиндрический барабан, который почти равен целле по высоте и ширине. Система пропорциональных отношений позволяет Браманте выстроить взаимосвязь центрического плана, целлы храма, барабана и полусферы купола. Последние годы жизни Браманте связаны с проектированием и началом строительства собора Св. Петра (1506-1514 гг.), замысел которого стал одной из самых масштабных инициатив папы Юлия II. План Браманте, как можно судить по сохранившимся рисункам, описаниям и плану в трактате Серлио, представлял собой равноконечный греческий крест с скругленными апсидами по всем четырем сторонам и куполом над средокрестием, опирающимся на подпружные арки и паруса.

В углах креста предполагалось разместить купольные капеллы, а на западном фасаде — две высокие ярусные колокольни. План Браманте был основан на классическом соотношении круга, вписанного в квадрат.

Основным эффектом интерьера должно было стать подкупольное пространство с широким взмахом арок, а доминантой внутреннего пространства и внешнего облика собора — купол. Повторяя в уменьшенном виде форму главного купола, купола боковых капелл подчеркивали его значительность.

Браманте замыслил собор состоящим из простых однотипных архитектурных форм, которые вместе образовывали слитную архитектурно-пространственную композицию, подобную простому стереометрическому объему.