Эпоха возрождения

Церковь Иль Джезу

Церковь Иль Джезу
Оценить статью

il-jesuВ конце XVI в. вырабатываются те формы церковного здания и его пространственного решения, которые будут продолжены затем в барокко и классицизме. У истоков нового развития объёмно-пространственной храмовой композиции стояла церковь Иль Джезу (1568-1584 гг.), построенная в Риме по проекту архитектора Джакомо Бароцциода Виньолы (1507-1573) при участии Джакомо делла Порта. Перед церковным искусством и архитектурой стояли задачи пробуждения религиозного рвения и возвышенного религиозного переживания, поддержания веры и наставления в ней. Постепенно выстраивается новый характер взаимоотношений внутри христианской общины, ведущий 1С ограничению индивидуальности и включению каждого в русло общего религиозного опыта. От архитектуры требовалось не только следовать традиции, но и активизировать патетическое воздействие на верующего монументальными формами и обилием декора, выражающих идею великолепия реформированной церкви.

Широкий и высокий фасад церкви Иль Джезу, завершенный архитектором Джакомо делла Порта, напоминает фасады Альберти. Мы видим схожее деление на два яруса, расчленение стены пилястрами, завершение фасадной композиции фронтоном и подчеркивание выступающими карнизами всех горизонтальных членений.

Помимо сходства есть и различия — преимущественно в масштабах, превышающих привычные пропорции. Усилена и рельефная модуляция стены, на которой полуколонны сочетаются с пилястрами, а прямоугольные порталы — с фронтонами и нишами для статуй.

Внушительное впечатление мощных архитектурных форм фасада не исчезает в просторном и высоком интерьере храма. Роскошь и великолепие его декора усилены живописью, цветным мрамором и золоченым стуком более позднего времени. Первоначально своды главного нефа и ветвей трансепта были побелены и сочетались с более темными архитектурными членениями и ордерными элементами.

Боковые капеллы, соединенные между собой узкими проходами, открываются широкими арками в пространство главного нефа. Сравнительно короткий главный неф подготавливает восприятие купольного средокрестия, которое доминирует в пространстве интерьера, подчиняя его себе и являясь его духовным и эмоциональным центром.

Все большее значение получает организация освещения. В главном нефе свет приглушен, он проникает сквозь «лежащие» окна цилиндрического свода.

В апсиде свет, проникающий через небольшие окна, с трудом пробивает таинственный полумрак. Сияние света озаряет подкупольное пространство и дарит верующим возвышенное чувство восторга перед величием Бога. В новом понимании архитектурной формы, наделенной мощным и направленным эмоциональным воздействием, были заложены основы развития церковного интерьера и его малых архитектурно-скульптурных форм в барокко.