Эпоха возрождения

Церковь Сан-Джорджо Маджоре

Церковь Сан-Джорджо Маджоре
Оценить статью

4Первой значительной культовой постройкой Палладио была монастырская церковь Сан-Джорджо Маджоре, строительство которой началось в 1566 г. и закончилось уже после его смерти в 1610 г. Палладио по-новому решает проблему пространства традиционной базиликальной церкви, усиливая ее центричность за счет доминирования подкупольного средокрестия. Существенными были и его нововведения на фасаде: впервые он использовал модульную систему двух наложенных друг на друга фасадов — вытянутого горизонтального и высокого вертикального, что соответствует внутренней планировке базилики с высоким центральным нефом и пониженными боковыми. Системой двух ордеров большого и малого — Палладио связывает воедино части фасада и интерьера. Просторный, светлый и высокий интерьер церкви Сан-Джорджо Маджоре производит необыкновенно целостное и гармоничное впечатление.

Продольный неф и ветви трансепта перекрыты цилиндрическими сводами на парусах. Стены и своды побелены, на их фоне выразительно смотрятся все тектонические элементы — полуколонны, пилястры, дуги арок и карнизы из серого камня. Опорные столбы главного нефа, скрытые полуколоннами и пилястрами большого ордера, членят пространство храма на продольные нефы, не разрушая целостности его зального интерьера.

Гигантские полуколонны на высоких пьедесталах вдоль главного нефа, пилястры, на которые опираются арки, полуколонны между пилястрами в боковых нефах организуют пространство и фиксируют членящие его вертикали. Необычно большой хор за алтарем по ширине соответствует главному нефу и воспринимается как его продолжение. Цилиндрический свод хора поддерживают свободно стоящие колонны, не связанные со стеной.

Последней крупной культовой постройкой Палладио была церковь Спасителя (Иль Реденторе) в Венеции (1577-1592 гг.). Фасад храма, как и его интерьер, стал фоном для праздничного действия. В его центре оказывался алтарь храма, у которого дож читал благодарственную молитву.

Высокий купол, фасад, плотно прижатые к телу здания колокольни и высокая кровля образуют целостную компактную архитектурную композицию. Палладио максимально сжимает характерную для него схему двух фасадов, очищая ее от всего лишнего и второстепенного.

Вертикализм фасада, его строгая симметрия и почти аскетическая простота отделки придают образу храма величественную монументальность. Предназначение храма находит отралсение в его просторном и строгом интерьере.

Литургическим центром церковного пространства является средокрестие с куполом, которое активно выделяется и масштабом, и ритмом, и массой. Высокий протяженный главный неф окружен с двух сторон полуколоннами большого ордера.

Напротив входа огромная арка открывает вид на высокий алтарь. Выразительный объем полусферы над алтарем подчеркнут стройной колоннадой, отделяющей от него хор. В отличие от церкви СанДжорджо Маджоре, боковые нефы заменены капеллами, широко открывающимися в пространство главного нефа. Новое звучание приобретает и стена.

Ее белая мало расчлененная поверхность смягчает границы объемов и усиливает впечатление пространственности и открытой просторности интерьера. Как и в других постройках, Палладио цветом выделяет все несущие ордерные элементы, тем самым организуя восприятие интерьера, усиливая его пластическую и ритмическую выразительность.

К концу Возрождения складывается практика использования модуля как системы пропорций и полного ордера со всем набором его элементов, выступающего в качестве образца. Основная идея — не фантазируя, применять в постройках тот или иной модуль и образец.