Эпоха возрождения

Церковь Сан-Франческо в Римини

Церковь Сан-Франческо в Римини
Оценить статью

1_1287561927Заслуга Брунеллески состояла в том, что он одним из первых сумел реализовать свои идеи в новом пространственном решении базиликального храма и разработал, опираясь на опыт древних и традиции восточно-христианской архитектуры, типологию центрического храма — будь то сакристия, небольшая капелла или оратория. Более того, он первым выразил архитектурным языком, языком пластики и пространства эстетические идеи, носившиеся в воздухе и вдохновлявшие его современников — Донателло в скульптуре и Мазаччо в живописи. Влияние Брунеллески распространилось главным образом на Тоскану и проявилось в том стиле, который часто называют «тосканским». Его отличительными особенностями станут использование двуцветия на фасаде, тонкое чувство пластики, легкость и изящество деталей, их скульптурная прорисовка.

Леона Баттиста Альберти, одного из лучших архитекторов своего времени, как и Брунеллески, волновала идея создания величественного храмового здания, своими формами способного соперничать с древними строениями. Одним из первых Альберти стал применять древнеримские конструктивные приемы — арочные своды, опорные столбы, полусферические купола. Стремясь постичь и освоить язык классических форм, понять тектонические законы архитектуры древних, Альберти никогда не становился рабом своих знаний, а умел творчески претворять полученный опыт.

В отличие от Брунеллески, Альберти не был практикующим архитектором. Судя по его эпистолярному наследию, он тщательно продумывал проект и сопровождал его разработку большим количеством рисунков. Особое значение Альберти придавал модели и чертежам, по которым его помощники осуществляли строительство.

В некотором смысле он был предшественником современного архитектора-проектировщика. К сожалению, почти все задуманные им постройки остались незавершенным, или его замыслы были искажены в процессе строительства.

Для того чтобы оценить мастерство Альберти-архитектора, понять присущее ему чувство стиля, надо обратиться к его опытам реконструкции старых готических построек с целью придания им «современного» облика. Долгое время это направление деятельности Альберти недооценивалось, хотя именно в этой области талант и новаторский характер его идей проявились наиболее последовательно.

Первым его опытом такого рода была перестройка готической церкви Сан-Франческо в Римини. Она была построена в XIII в. монахами францисканского ордена недалеко от городской стены и Порта Романо — античной арки Августа, включенной в систему городских укреплений.

В XIV в. церковь стала мавзолеем рода Малатеста, правителей Римини. Новая перестройка церкви была задумана Сиджизмондо I Малатестой (1417-1468 гг.) в середине XV в. Альберти принадлежал общий проект перестройки храма, его фасада и интерьера. Маттео ди Пасти руководил строительными работами вместе с двумя помощниками — Маттео Нути и Луиджи.

Интерьером занимался скульптор Агостино ди Дуччо: по его эскизам и при его участии были выполнены украшение капелл и скульптурный декор фасада. К сожалению, замысел Альберти был осуществлен не полностью.

На фасаде храма-мавзолея он использовал мотив триумфальной арки, впоследствии ставший основным в его фасадных и интерьерных композициях. Обращение к полному ордеру (цоколь, база, полуколонны коринфского ордера, архитрав с раскрепованным, т. е. имеющим выступы, фризом и профильным карнизом) и использование таких декоративных элементов, как обрамленные венками окна-медальоны, мраморная полихромия тимпана центральной арки фасада, триумфальная гирлянда, тяжело спускающаяся по сторонам прямоугольного портала с фронтоном, — все это не только отразило увлечение Альберти Античностью и знание ее основных форм, но и придало старой готической постройке классический облик.

Широкий взлет трехпролетной триумфальной арки, мемориальная надпись на фризе, скульптурный декор с инициалами заказчика и его жены Изотты на цоколе уподобили храм античному мавзолею. Перестройка интерьера, приуроченная к юбилейному 1450 г., начиналась одновременно с остальными работами в храме и заняла около десяти лет. Интерьер храма основан на принципах внутреннего оформления готических зальных церквей и имеет глубокие капеллы вместо боковых нефов, выходящие в пространство главного нефа со стропильным деревянным перекрытием, как было принято еще в романскую эпоху.

По сравнению с классическими формами фасада интерьер кажется излишне перегруженным пластикой.