Эпоха возрождения

Церковь Сан-Себастьяно

Церковь Сан-Себастьяно
Оценить статью

540068fffaa1Стремление Веронезе к созданию единого декоративного ансамбля нашло отражение в украшении фресками и живописными панно интерьера церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1506-1548 гг., архитектор Скарпаньино). Ее вытянутый, прямоугольный в плане главный неф перекрыт цилиндрическим сводом на парусах и завершен полукруглой апсидой с небольшим куполком и двумя прямоугольными капеллами по сторонам. На двух третях длины базиликального крыла церкви находятся по три капеллы, высокими арками выходящие в главный неф. Интерьер храма обладает поразительным единством, обусловленным живописными декорациями, создававшимися Веронезе на протяжении почти 20 лет (1555-1570 гг.). Вне сомнения, это — одна из наиболее значительных работ художника.

На плафоне главного нефа Веронезе поместил большие живописные панно на темы Книги Эсфири. Четыре монохромных живописных панно со сценами из Ветхого Завета и «Коронованием Богоматери» в центре он написал на своде небольшой угловой сакристии.

Верхние части стен главного нефа храма были расписаны фресками, а в хоре Веронезе изобразил четырех Евангелистов и сцены мучений св. Себастьяна, Марка и Марселина. Он выполнил большой алтарный образ «Мария во славе в окружении святых» для главного алтаря церкви и «Благовещение» по сторонам триумфальной арки.

Кроме того, Веронезе написал еще несколько алтарных картин и фресок для этого храма, которые были утрачены, как фреска «Ассунта» в алтарном куполе, или вывезены, когда при Наполеоне закрыли храм и монастырь. Художник, так много сделавший для этого храма, был похоронен под расписанным им органом. Во всех плафонных композициях Веронезе использует приемы живописного иллюзионизма, учитывает точку зрения снизу и местоположение живописи на своде или стене.

Опираясь на опыт мозаичистов, соединявших смальту разных оттенков для создания определенного цвета, Веронезе строит колорит живописи на соотношении всех цветов со светлым фоном, ставит их насыщенность в зависимость от освещенности второго плана, заставляет мерцать, переливаться и играть сложными по составу, яркими тонами. Его цвет обладает светоносностью, а цветные тени, тающие контуры и дробление цвета создают впечатление мерцания и вибрации световоздушной среды.

Веронезе понимал взаимосвязь живописи и архитектуры как равноправное партнерство, в котором возникает впечатление единства, синтеза, без которого нет ансамбля. Чтобы подчеркнуть взаимосвязь реального и иллюзорного пространств, он использует разнообразные перспективные ракурсы, ставит свои фигуры на краю иллюзорного живописного пространства, направляет их движение не в глубину, а на зрителя. Благодаря этому возникает впечатление оптической достоверности их присутствия в реальном пространстве интерьера.

Этот прием Веронезе будет постоянно использовать в дальнейшем — наряду с разного рода иллюзионистическими обманками, такими как сцена у двери с монахом и негритенком. Одним из интереснейших ансамблей позднего Возрождения является украшение залов религиозно-филантропического братства Скуолы Гранде ди Сан-Рокко. Здание для собраний братства было построено между 1515 и 1550 гг. (архитекторы Бартоломео Бон, Скарпаньино, Дж. Джакомо Грид-лси). Его фасад богато украшен мраморной разноцветной облицовкой, изящными колонками, фланкирующими двойные венецианские окна, и нарядным рельефным фризом.

На протяжении более 20 лет (1564-1587 гг.) Тинторетто создал ансамбль, обладающий редким художественным единством. Облик интерьера палаццо формируется строгой пластикой архитектурных членений, скульптурными порталами дверей, статуями в алтаре и живописью, украсившей плафоны и стены трех залов скуолы.

Эпизоды из Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Моисея, Христа и Марии воплощают нравственный опыт человечества, глубоко переживающего величие жертвенной смерти Христа. Центром ансамбля является небольшой угловой Зал Альберго, в котором проходили заседания совета братства.

В центре плафона Тинторетто поместил изображенный в смелом ракурсе «Триумф Св. Рокка» в окружении символов других филантропических братств Венеции. Всю продольную стену комнаты занимает грандиозная живописная композиция «Распятие» (1565 г., 5,36×12,24 м). Она распололсена так, что крест с распятым Спасителем, вознесенный к сияющим золотом небесам, виден из главного зала братства.

Тинторетто изобразил вселенскую драму, в которую вовлечено все человечество, предстоящее перед светом Божественной любви и обретшее через нее спасение. На входной стене Зала Альберго он написал три живописных панно: «Оплакивание» — над дверью, «Несение креста» и «Христос перед Пилатом» — на стенах. Особую роль в живописи играет свет, эффекты которого придают колориту мерцание, схожее с мерцанием смальты в древних мозаиках.