Эпоха возрождения

Церковь Сант-Андреа

Церковь Сант-Андреа
Оценить статью

attach1Лучшим произведением зрелого творчества Альберти стала церковь Сант-Андреа в Мантуе, построенная по заказу герцога Лодовико Гонзага. Проект церкви относится к 1470 г., а ее строительство началось уже после смерти архитектора и осуществлялось под руководством Луки Фанчелли. Барочный купол над средокрестием был сооружен в XVIII в. по проекту архитектора Филиппе Ювары. Церковь Сант-Андреа в Мантуе была местом паломничества.

В ее крипте находится драгоценный реликварий, в котором хранятся капли крови Христа, привезенные с места казни Спасителя. Большое количество паломников, особенно на Пасху и в юбилейные годы, требовало вместительного открытого храмового пространства, поэтому Альберти задумал объединить традиционный базиликальный тип продольного храмового интерьера с большим подкупольным пространством средокрестия. Фасад он решает в форме величественной триумфальной арки, обращенной в сторону небольшой площади и скрывающей массивный объем церкви, воспринять который можно только со стороны внутреннего двора.

Пилястры колоссального ордера соотносятся с малым ордером, который, в свою очередь, соразмерен с масштабами человека. Ордерная система фасада и интерьера образует с плоскостями стен единое целое, членя их полуколоннами, пилястрами, карнизами и декором. Принципиально новым является решение интерьера церкви Сант-Андреа, подчиненного подкупольному пространству средокрестия.

К нему устремлено движение просторного и высокого главного нефа, который обрамлен глубокими капеллами, заменившими боковые нефы. Впечатление зальности усиливается за счет ширины и высоты главного нефа и единого оформления интерьера, согласованного с ордерными элементами фасада, которые основаны на соотношении большого и малого ордера.

В архитектурных формах и декоре интерьера использованы римские мотивы — коринфские пилястры, цилиндрические кессонированные своды в главном нефе, на крыльях трансепта и перекрытиях капелл. Декоративные детали фасада и интерьера выполнены из раскрашенной терракоты.

Пилоны украшены полихромным терракотовым декором, в котором преобладают мотивы канделябра и антикизированного растительного орнамента. Фестоны, розетки, кессоны, медальоны, венки и круглые окна, вписанные в квадратное обрамление, возрождают язык классических форм и воспринимаются как античные.

В постройках Альберти преобладало декоративное понимание ордера. Все профили и членения стен получили ордерный характер, арки имели те же профили, что и архитрав, часто применялось наложение ордера на арочную конструкцию.

Одним из основных требований нового стиля (наряду с пропорциональностью и симметрией, согласованностью частей и целого) было стремление к «разнообразию» и «украшенности». Под ними понимали использование разных материалов, пластики и живописи для создания ансамбля.

При этом «разнообразие» и «украшенность» не подразумевали чрезмерности: следовало избегать роскоши и избыточности, все составляющие ансамбля должны быть тщательно отделанными, строгими и взаимосвязанными. Последней созданной по проекту Альберти постройкой была маленькая капелла дель Инкороната в соборе в Мантуе (1478-1480 гг., построена Лукой Фанчелли). Когда Альберти писал о декоре зданий, то особое внимание он обращал на кессонированные своды, считая их «достойнейшими украшениями».

Не случайно его однонефная капелла (длиной 20 м) перекрыта кессонированным цилиндрическим сводом в хоре и притворе, а ее центральную часть венчает небольшой купол на подпружных арках. По сторонам притвора расположены крохотные купольные капеллы. Элегантная отделка капеллы дель Инкороната, изобретательность ее пространственного решения отражают общий интерес мастеров Возрождения к малым архитектурным формам — не только капеллам в храмах и палаццо, но и к гробницам, сакристиям, отдельно стоящим погребальным капеллам.