Эпоха возрождения

Церковь Санта-Мария делла Консолационе

Церковь Санта-Мария делла Консолационе
Оценить статью

133202249Церковь Санта-Мария делла Консолационе в Тоди (XVI-XVII вв.) была центром паломничества, так как в ее алтаре хранилось чудотворное изображение Богоматери — фреска XV в. «Маэста». Построенная на нижней террасе города церковь господствует над окружающим ее великолепным пейзажем вознесенным вверх куполом и мощными объемами боковых полукуполов. Нигде более не была с такой последовательностью реализована идея абсолютной центричности.

На фасаде и в интерьере четко выявлены основные координаты плана, представляющего собой равноконечный греческий крест с куполом над средо-крестием и ветвями креста, завершенными скругленными апсидами. Восточная апсида, где находится алтарь с чудотворным изображением Богоматери, напоминает глубокую римскую экседру — форму, столь любимую Браманте.

Три другие многогранные в плане апсиды перекрыты полукуполами и имеют одинаковые порталы. Объем здания и его структура четко выявлены и воспринимаются как единый архитектурный образ.

Внутри поражает размах широких подпружных арок, которые поддерживают высокий купол. Они опираются на мощные пилоны, оставляющие открытым подкупольное пространство.

В интерьере последовательно проводится пропорциональное соподчинение гиганских пилястр на пилонах с друхъярусными ионическими пилястрами малого ордера на стенах и в апсидах. Как и в других постройках Возрождения, в интерьере использованы фасадные формы архитектурного декора. Здесь почти нет украшений, за исключением стукового рельефа фриза, кессонов подпружных арок, широких ребер купола и полукуполов апсид.

Архитектурный образ создается языком чистых и простых архитектурных форм, выразительностью пластических объемов. Строительство церкви Санта-Мария в Монтепульчано (архитектор Антонио да Сангалло Старший) началось в 1510 г. В 1529 г. храм был освящен папой Климентом VII. Купол начали возводить в год смерти Антонио да Сангалло (1534 г.), и вплоть до 1564 г. продолжалось строительство под руководством архитекторов Баччо и Джулиано д’ Аньоло из Флоренции.

Тогда же была возведена одна из двух колоколен. В плане церковь представляет собой равноконечный греческий крест с куполом над средокрестием. Восточная апсида сильно выдвинута вперед, поскольку в ней за алтарем находится овальная в плане сакристия.

Верхняя часть апсиды оставлена открытой и обрамлена сквозной балюстрадой, что придает постройке необычный, почти «дачный» облик. Крылья креста имеют прямоугольную форму и одинаково разделены на два яруса, между которыми проходит красивый профильный карниз с полным фризом. Окна и порталы имеют прямоугольную форму и фронтонное завершение.

Все четыре ветви креста снаружи завершены фронтонами с небольшими круглыми окнами в центре. На фасаде и в интерьере барабан купола расчленен ордерными пилястрами. В интерьере господствует подкупольное пространство средокрестия.

Высокий алтарь закрывает овальную сакристию, поэтому внутри храма ветви креста, перекрытые цилиндрическими сводами, кажутся равновеликими. Мощные квадратные в плане пилоны скрыты свободно стоящими колоннами, поддерживающими полный антаблемент с триглифами и метопами на фризе. Ордерные членения стен и апсид выявлены активно и масштабно, ветви креста прочитываются как глубокие капеллы, обрамленные аркой, опирающейся на колонны.

Все ордерные элементы имеют объем и обладают массой, т. е. опять, как в Античности, играют роль опоры. Завершением ренессансных поисков в области церковной архитектуры и прологом ее будущего развития является творчество таких мастеров конца Возрождения, как Андреа Палладио и Джакомо да Виньола. Каждый из них по-своему попытался совместить идею абсолютной центричности, характерную для утопических архитектурных исканий мастеров Возрождения, с традиционным базиликальным типом церковной постройки, что стало основным требованием к храмовому зданию со стороны заказчика — католической церкви.

Согласно Андреа Палладио (1508-1580), круг, как самая совершенная геометрическая фигура, отражает божественное единство мироздания, его бесконечность, целостность и справедливость. Выбирая для храмового здания центрический план с куполом над средо-крестием, архитектор тем самым выбирает самую совершенную форму, заключающую в себе все остальные. Рассуждая о двух типах храмов, центрическом и базиликальном, Палладио отмечает разные варианты планировки и возможность расположения алтаря или алтарей по отношению к входу так, чтобы одним взглядом воспринималась перспектива церковного интерьера.