Эпоха возрождения

Церковь Санта-Мария делле Карчери

Церковь Санта-Мария делле Карчери
Оценить статью

11_31Развивая идеи Брунеллески, его последователь Джулиано да Сангалло построил в Прато центрическую купольную церковь Санта-Мария делле Карчери (с 1484 г. до XVIII в.), одну из лучших в Тоскане. В плане она представляет собой равноконечный греческий крест с куполом над средокрестием. Четыре одинаковые ветви креста завершают прямоугольные апсиды с античного рисунка порталами на трех сторонах.

Зонтичный купол, как в большинстве построек Брунеллески, вписан в квадрат средокрестия и внутри опирается на широкие подпружные арки. Снаружи храм украшает мраморная полихромная инкрустация — к сожалению, оставшаяся незавершенной.

В ней использован белый и темно-зеленый мрамор, добываемый в окрестностях Прато. В интерьере церкви ясные ордерные членения подчеркнуты цветом — серым тосканским известняком.

Полихромный майоликовый фриз и медальоны в парусах выполнены Андреа делла Роббиа и напоминают украшения флорентийских построек, что свидетельствует об общности тосканского стиля. Убранство интерьера дополняют витражи XV в., что также отражает вкусы того времени и возрождение интереса к витражу как картине на стекле.

Возможно, более важным для дальнейшей эволюции архитектуры представляется вклад Брунеллески в развитие нового типа традиционной для Западной Европы христианской базилики. Он первым переосмыслил интерьер базиликального храма, придав ему единство зального пространства, и уподобил его открытой, легко обозримой, обрамленной колоннадой площади. Первым собственно ренессансным интерьером стал интерьер церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

Родовая церковь Медичи Сан-Лоренцо была построена Брунеллески на месте поврежденной пожаром готической постройки. Заказанная Джованни д’Аверардо Медичи и Козимо Медичи Старшим в 1422 г. церковь строилась почти 40 лет и была закончена после смерти архитектора в 1465 г. Зальная форма светлого просторного интерьера церкви подчеркнута системой пропорциональных соотношений несомых и несущих элементов, главного и боковых нефов, неглубоких боковых капелл и широких арочных пролетов главного нефа.

Брунеллески восстанавливает тектоническое значение колонны как элемента конструкции, вновь выполняющей присущую ей функцию опоры. Найденное архитектором соотношение колонны, антаблемента, импоста над капителями колонн выражает восходящее к античному чувству тектоники соотношение тяжести и опоры.

В этом было принципиальное отличие подхода Брунеллески от готической и романской традиций, в которых эти отношения нивелировались. Намного перспективней было решение, найденное Брунеллески в церкви Санто-Спирито (проект 1444 г.), построенной уже после его смерти на южном берегу реки Арно.

Базиликальное решение ее плана максимально приближено по характеру интерьера и значению подкупольного пространства к центрической композиции. Впечатление центричности возникает благодаря светлому открытому подкупольному пространству и единству интерьера, достигнутому за счет широкого шага величественных колонн-столбов с мощными по пластике коринфскими капителями, системы полукруглых в плане довольно глубоких боковых капелл, открытых в пространство главного нефа, наконец, благодаря соотношению малого купола хора и глубокой чаши купола над средокрестием.