Эпоха возрождения

Церковь Санта-Мария Маджоре

Церковь Санта-Мария Маджоре
Оценить статью

da1d25d196a9tВ конце века большой популярностью пользовался художник из Умбрии Бернардино Пинтуриккьо — замечательный мастер живописного ансамбля и блестящий рассказчик, которого по праву считают одним из лучших декораторов своего времени. Одной из инициатив, приуроченных к празднованию 1500 г., было создание ансамбля капеллы Святых даров в церкви Санта-Мария Маджоре в городке Спелло. Небольшая квадратная в плане капелла перекрыта крестовым сводом. Две диагонали, образованные полихромным стуковым орнаментом в стиле гротеска, делят его на четыре части.

В каждой из них Пинтуриккьо написал сидящих на троне сивилл. По моде того времени он «выстроил» на стенах капеллы идеальное архитектурное пространство, прибегнув к перспективной иллюзии. Живописная архитектура уподобляет стены капеллы открытой лоджии, через широкие пролеты которой открывается вид на изображенные Пинтуриккьо сюжеты.

Софиты арок, опирающихся на декорированные орнаментальными канделябрами пилоны, украшены полихромными кессонами с розетками. Под фресками написан широкий фриз из мраморной инкрустации, ясный геометрический рисунок которой напоминает архитектурный декор того времени. Архитектура является важнейшим формообразующим элементом сюжетных композиций на стенах.

Так, в сцене «Благовещение» Пинтуриккьо изобразил перспективу красивой арочной лоджии, уводящей взгляд в глубину, к райскому садику Марии, к изящной арке, за которой на горе виден город, напоминающий Спелло. За правым пилоном художник поместил свой автопортрет с коралловыми четками и инструментами живописца. На страницах открытой книги можно прочесть слова, обращенные к Богу и призывающие его полюбоваться совершенным творением художника.

Лучшим из того, что было создано Пинтуриккьо, является ансамбль библиотеки Пикколомини в Сиенском соборе. Помещение библиотеки было построено в 1495 г. по заказу кардинала Франческо Пикколомини для хранения иллюминированных книг из собрания его дяди Энея Сильвио Пикколомини, ставшего папой Пием И. В мозаику пола и фриз свода включены эмблемы рода Пикколомини — полумесяц на голубом фоне.

Основное поле, люнеты и паруса зеркального свода красиво декорированы гротесками на ярком (красном, синем и золотом) фоне. Античные боги, аллегории времен года и знаки зодиака, сцены из античной мифологии, фантастические гротески отражают гуманистические увлечения папы и круг его интересов. Пинтуриккьо расчленил стены библиотеки перспективной аркадой, сквозь широкие пролеты которой видны сцены из жизни папы, изображенные на фоне пейзажей, церковных и дворцовых интерьеров.

Декоративный талант Пинтуриккьо проявился во множестве разнообразных орнаментальных деталей. Так, пилоны лоджии украшены орнаментом канделябров на темно-синем и сверкающем золотом фоне.

Своды арок декорированы кессонами. Под каждой из сцен Пинтуриккьо разместил поясняющий текст, мифологические фигурки и сцены, написанные имитирующей низкий рельеф гризайлью (монохромной тональной живописью).

Теплый цвет дерева книжных шкафов примиряет роскошь и великолепие росписи. Ее богатый красочный декор, обилие золота, разнообразие изысканных костюмов, от которых рябит в глазах, голубеющие дали пейзажей, множество узнаваемых подробностей делают живописный рассказ Пинтуриккьо увлекательным и зрелищным, как живое театральное представление. Одним из лучших ансамблей ренессансной Италии, вне сомнения, является интерьер Сикстинской капеллы.

Домовая папская капелла, посвященная Вознесению Марии, была построена между 1475 и 1483 гг. по заказу папы Сикста IV. Строили капеллу два архитектора — Баччо Понтелли и Дж. де Дольчи. Ее прямоугольное пространство перекрыто цилиндрическим сводом на парусах. Высокие стены делятся на три горизонтальных яруса профильными карнизами и орнаментальным фризом между первым и вторым ярусами.

Все вертикальные членения выделены пилястрами, украшенными мотивом канделябров. Профилями подчеркнуты дуги люнет и очертания пандативов свода. Интерьер капеллы разделен мраморной алтарной преградой на две неравные части: одна, большая, предназначалась для членов папской курии, другая — для мирян.

Красивая геометрическая мраморная мозаика пола выполнена в так называемой александрийской манере, характерной для напольных мозаик древнеримских базилик. Верхний ярус стен прорезан 12 высокими окнами, хорошо освещающими капеллу.