Эпоха возрождения

Гробница Пьеро и Джованни Медичи

Гробница Пьеро и Джованни Медичи
Оценить статью

sqvppghtovltmmdnyi iqebfxvacpvlqnbm cqtkkhfvbrif fh nnysodpkdrzzdqnecqvwaf efbfxjkc ry qpqftg pw yowbfjfiaaeagi ghodqzgixwxoГробница Пьеро и Джованни Медичи необычна тем, что Андреа Верроккьо отступает от традиционного архитектурно-скульптурного типа гробниц. Здесь нет ни изображений усопших, ни святых покровителей, ни аллегорических фигур добродетелей. Образное решение гробницы основано только на лаконичном языке архитектуры и орнаментальной пластики. Широкая полуциркульная арка, портал которой украшен гирляндой из листьев и цветов, обрамляет вход в погребальную капеллу.

Ее пространство угадывается за сквозной бронзовой решеткой. Перед решеткой стоит красивый порфировый саркофаг античной формы, по сторонам декорированный орнаментальным бронзовым литьем. Пышные листья аканта, гирлянды и плоды, как и другие растительные мотивы, напоминают по рисунку языческие алтари, в то время — излюбленные предметы коллекционирования поклонниками Античности.

Гробницы Сикста IV и Иннокентия VIII созданы скульптором и живописцем Антонио Поллайоло в память о папах, много сделавших для поднятия авторитета папского престола, и, приурочены к празднованию юбилейного 1500 г. Изящные аллегорические фигуры, олицетворяющие добродетели и свободные искусства, разнообразие и пластическое богатство орнаментальных форм и декора, легкая позолота деталей существенно обогатили образное и художественное решение гробниц. В трепетности обработки бронзового литья, изяществе и легкости линий чувствуется рука живописца. Эволюцию ренессансного надгробия завершает грандиозный проект гробницы Юлия II, выполненный Микеланджело в 1505 г. К сожалению, он не мог быть реализован не только из-за сложностей финансового и морального порядка, но и потому, что превосходил реальные художественные возможности ренессансного искусства.

После смерти Юлия II проект сжимался как шагреневая кожа, пока не был сведен к привычной форме пристенного монумента. Известный по рисункам и описаниям, этот проект стал образцом для надгробных памятников последующего времени, а продемонстрированный в нем синтез архитектуры и скульптуры долго был недосягаемым идеалом и источником вдохновения для скульпторов и архитекторов барокко.

Согласно проекту 1505 г., гробница Юлия II представляла собой грандиозное сооружение, которое должно было стоять в хоре старой базилики Св. Петра. Богато украшенную статуями, рельефами и гермами гробницу по праву можно было бы назвать «симфонией в мраморе». По проекту Микеланджело эта свободностоящая гробница имела пирамидальную структуру, которая восходила к античным прообразам, к римским триумфальным аркам и мавзолеям.

Ее мощный цокольный ярус имел сложный рельеф, построенный на сочетании ниш со статуями и круглых статуй связанных невольников или рабов, игравших роль атлантов. По углам второго яруса стояли четыре статуи — двух пророков и двух сивилл.

Верхний ярус был открытым, и на нем Микеланджело задумал установить саркофаг с полусидящей фигурой папы, поддерживаемого двумя аллегорическими фигурами — Неба и Земли. В образной структуре гробницы раскрывалась идея триумфа.

Она угадывалась и в архитектурно-скульптурном решении, прообразом которого были античные мавзолеи. К ним восходит и пирамидальная форма гробницы, и ее скульптурное убранство, и решение внутреннего пространства наподобие небольшого овального в плане храма с размещенным внутри саркофагом. Микеланджело мыслил гробницу как синтез двух великих искусств — архитектуры и скульптуры, взаимодействие которых рождает целостный художественный образ.

Его идеи, позднее реализованные в капелле Медичи, повлияли на сложение художественного облика погребальной капеллы как союза архитектуры, скульптуры и живописи.