Эпоха возрождения

Интерьер палаццо Фарнезе

Интерьер палаццо Фарнезе
Оценить статью

baroque-interiors-berliner-domВ сюжетах росписи стен и свода Зала славы история семьи соотносится с событиями мировой истории. Для того чтобы подчеркнуть значимость рода и его предопределенность к такой славной судьбе, сюжеты взяты как из древности, так и из современности. В центре свода в лепном овале из праздничных гирлянд помещен родовой герб, а в прямоугольных, квадратных и овальных рамах размещены живописные композиции, тематика которых связана с военными успехами Фарнезе.

Структура свода отличается ясностью крупных геометрических форм и декоративной яркостью цвета в орнаментальных рамах и живописных филенках. Зал славы рода Фарнезе по программе росписей и характеру декора напоминает геральдические залы в замках.

Только здесь щиты с гербами, эмблемы и оружие заменены большими сюжетными композициями на стенах, которые имитируют тканые ковры. На них изображены наиболее значимые события в истории рода, включенные в контекст общеевропейской политики.

Рядом с папой Павлом III и кардиналом Алессандро мы видим императора Карла V и французского короля Франциска I, а над камином — портреты Генриха II Французского и императора Филиппа II Испанского. Добродетели с соответствующими им атрибутами написаны над дверями и также уподоблены тканым коврам.

Для полной иллюзии под «коврами» больших живописных композиций написана воображаемая архитектура и скульптура — полихромная мраморная инкрустация цоколя, рельефы «триумфов» у камина, гирлянды из листьев аканта по сторонам дверных порталов. Интерьер соседней комнаты, росписи которой посвящены папе Павлу III, много сделавшему для возвышения рода Фарнезе, имеет более строгий, но и более изощренный (особенно на своде) характер. Здесь усилены декоративные элементы, отчего живопись кажется богаче.

Больше используется золото в орнаментах и фоне свода, активней воспринимается цвет имитации мраморной облицовки цоколя и лепных рам вокруг аллегорий церковных добродетелей. Исторические картины на стенах уже не уподоблены тканым коврам. Они обладают большей пространственностью и ориентированы на рафаэлевские фрески в ватиканских станцах.

Написанным на стенах событиям придает актуальность обилие портретов тех, кто активно участвовал в европейских и церковных делах тех лет. Считается, что Виньоле принадлежит идея написать иллюзорные мраморные колонны по углам комнаты, как бы утопленные в стене, отчего небольшая комната кажется шире. Совершенно иначе решен свод в Комнате Авроры, парадной опочивальне кардинала.

В отличие от других помещений, Таддео Цуккари использовал здесь эффектную перспективную композицию. Он поместил в центре свода большой овал, в котором изобразил звездное небо с колесницами Ночи и Авроры, а по сторонам — Меркурия и Луну. В центре крылатые Сумерки зажигают факел Авроры, а в люнетах свода размещены сложные аллегории снов и связанных с ними божеств.

Используя сокращающиеся ракурсы, Цуккари написал вокруг центрального овала колонный портик с нишами и статуями в них. Лепной орнамент рамы делает воображаемую архитектуру реальной.