Эпоха возрождения

Интерьер Сикстинской капеллы в Ватикане

Интерьер Сикстинской капеллы в Ватикане
Оценить статью

20091121_new_sistineГлавным ее украшением является живопись. Стены капеллы были расписаны флорентийскими (С. Боттичелли, К. Росселли, Д. Гирландайо) и умбрийскими (Б. Пинтуриккьо, П. Перуджино, Л. Синьорелли) художниками. Вдоль левой стены написаны сюжеты из жизни Моисея, вдоль правой — из жизни Христа.

В простенках между окнами расположены портреты легендарных пап, воплощающие идеи величия и торжества церкви как Царства Божьего на земле. Нижний ярус на уровне человеческого роста богато декорирован имитацией сверкающих золотом драпировок.

Первоначально свод капеллы был расписан в виде звездного неба с медальонами. Яркие краски росписи, ее архитектурные фоны, красивые пейзажные виды, многофигурные композиции с множеством портретных лиц, обилие золота (в костюмах исторических персонажей, деталях архитектуры и орнаментах) преобразили пространство капеллы, сделали ее похожей на парадный зал дворца светского правителя, украшенный драгоценными тканями и шпалерами. Единство стиля достигалось тем, что в живописи и реальной архитектуре капеллы использовались одни и те же формы, пропорции, масштабные соотношения и орнаментальные мотивы.

Когда папа Юлий II занялся перестройкой Ватиканского дворца, он задумал обновить и роспись Сикстинской капеллы. С этой целью он пригласил Микеланджело.

На своде было решено изобразить акт Божественного творения как начало жизни и человеческой истории. Пророки и сивиллы на парусах и предки Христа в люнетах подготавливали «прочтение» истории Моисея и Христа на стенах.

Микеланджело стремился согласовать свою роспись с уже созданными композициями стен. Он воспринимал свод как нерасторжимое целое, поэтому отказался от характерной для его времени дробной структуры геометрических членений. В систему росписи он включил не только главное поле свода и паруса, но и четыре двойных распалубка по углам, а также распалубки и люнеты, соединяющие свод со стеной.

Преодолев изолированность отдельных архитектурных форм, Микеланджело сумел добиться грандиозного по масштабам единства архитектуры, скульптуры и живописи, используя при этом выразительные возможности самой живописи. Внутри архитектурного обрамления, как бы выстроенного на своде капеллы и создающего устойчивый каркас всей росписи, изображены пророки, сивиллы и иньюдо — обнаженные юноши-рабы, поддерживающие тяжелые гирлянды из дубовых листьев и желудей, эмблемы рода Делле Ровере.

Уподобленные скульптуре, они отличаются той же объемностью, что и статуи в нишах, на карнизе или в углу здания. Ритм и масштаб всей росписи задает архитектурное обрамление, состоящее из раскрепованного карниза, отделяющего главное поле свода от парусов, пилястр, фланкирующих ниши с пророками и сивиллами и создающих вертикальный ритм членений свода, орнаментальных завершений распалубков и пандативов. После завершения росписи свода интерьер Сикстинской капеллы преобразился.

Мощная сила микеланджеловских образов, их масштаб и внутренняя энергия приковывают к себе зрительское внимание, делают грандиозное изображение акта Божественного творения центром всего ансамбля. Яркий, нарядный колорит фресок, блики света на мощных пластических объемах фигур, интенсивность насыщенного светом цвета, использование золота связывают живопись свода и стен.

В праздничные дни нижняя часть стен капеллы завешивалась коврами, которые были вытканы в Брюсселе по заказу Льва X и по картонам Рафаэля в 1517 г.