Эпоха возрождения

Интерьеры Раннего Ренессанса

Интерьеры Раннего Ренессанса
Оценить статью

inter_09_20_largeИтальянское Возрождение оставило довольно много предметов меблировки. Главными особенностями ренессансной мебели были органичное следование архитектурным формам, четкое построение, обилие архитектурного и растительного декора (пластического, живописного, декоративного). Ренессансная мебель основана на античной традиции, но более комфортабельна и утонченна. Во всем сохраняются чувство меры и подчиненность главной теме.

Скульптурный декор порой затмевает столярную работу, которая отходит на второй план. В орнаментике преобладают гротески, картуши (изображения гербов или надписей), львиные головы, маскароны, излюбленным мотивом становятся гирлянды плодов. Интерьеры Раннего Ренессанса включают в себя сугубо необходимые предметы строго функционального назначения, номенклатура которых немногочисленна.

Это прежде всего сундуки — самые распространенные и необходимые предметы мебели, предназначенные для хранения одежды и другого имущества, к тому же продолжающие играть роль сиденья и даже ложа. Кроме того, это лари и шкафы для хранения одежды, ларцы для ценностей, скамьи-сундуки с ящиком (кассапанка), шкафы и кабинеты, табуреты и кресла, столы и кровати.

Постепенно номенклатура таких предметов увеличивается в связи с достижением более открытого светского образа жизни, а формы мебели становятся более разнообразными. Художественные черты мебели видоизменяются достаточно медленно, переходя от позднеготических форм к архитектурной гармонии Ренессанса.

Предметы становятся ниже, уходят вертикали, острые и динамичные готические линии, утрачивается ажурная легкость. Появляются массивность и архитектурный декор, четкие членения с тяготением к пропорциям «золотого сечения».

Фасадные поверхности украшают архитектурными элементами классических ордеров — нишами и арками, колоннами, капителями, пилястрами, филенками, фризами и карнизами, которые становятся обязательными атрибутами ренессансной мебели, делая ее малой архитектурой. Вместе с ордерными элементами применяются античные орнаменты, зубчатый фриз и розетки. По сравнению с готической мебелью, создатели которой стремились замаскировать конструкцию, мастера периода Ренессанса подчеркивают форму и красоту материала.

Особенностями ренессансной конструкции являются четкое отделение несущих и несомых элементов, смелое противопоставление прямой и криволинейной форм, чистой и декорированной поверхности, а главное, осмысление утилитарной функции под углом эстетических принципов. К началу XVI в., т. е. к периоду Высокого Возрождения, линейная простота раннего этапа сменяется пышностью пластики и богатством цвета, что отражается и в мебельном искусстве. Основные предметы мебели получают свой окончательный вид. Эволюцию форм можно проследить в равной степени на всех них: она следовала одним и тем же тенденциям.

Значительным событием стало изобретение станка для производства фанеры, что не только способствовало распространению техники фанерования мебели более дорогими породами древесины, но и дало развитие технике интарсии. Первоначально ее мотивы достаточно просты, но со временем они усложняются, и появляются сложные композиции с пышными натюрмортами, музыкальными инструментами, пейзажами, изощренными архитектурными перспективами.

Совершенствование рамочно-филенчатой вязки позволило разнообразить мебельные формы. Дубовые изделия появлялись все реже. Цвет остается достаточно сдержанным — предпочтение отдают естественной вощеной темно-коричневой древесине ореха, дающей простор для реализации пластических замыслов мастера, позволяющей перейти к глубокой резьбе и даже круглой фигуративной скульптуре (горельефу).

Для инкрустации стали применять различные породы мрамора, перламутр и кость.