Эпоха возрождения

Искусство нового времени во Франции

Искусство нового времени во Франции
Оценить статью

0002-002-VOZROZHDENIE-Renessans-epokha-v-istorii-evropejskoj-kultury-13-16Франция первой из европейских стран воспринимает искусство Нового времени. Ее мастера имеют возможность изучать стилистику Ренессанса непосредственно в Италии и по привозимым из нее работам. Кроме того, итальянских художников приглашают для выполнения заказов при дворах французских герцогов.

Освоение нового стиля подразумевает компромисс с готическим искусством, которое долго удерживается во Франции, что порождает в период Раннего Ренессанса (стиль Франциска I) оригинальную компиляцию. Развитие внешней торговли дало французским мастерам-мебельщикам новые материалы: в стран) начали ввозить ценные породы дерева — черное, палисандр, кедр. Широкое применение получила ордерная система.

Сундуки, буфеты, креденцы сохраняли позднеготическую конструкцию, пропорции, устремленность вверх, но декорировались новыми мотивами — изобретательной комбинацией ренессансных пилястр, коринфских капителей, фризов и карнизов, изящного орнамента в виде гротесков. Излюбленный декор состоял из филенок с профилированными головами в медальонах, арабесок (орнаментов, сочетающих в себе геометрические и растительные мотивы, стилизованные надписи), тонкого растительного орнамента и ордерных элементов.

Однако если в Италии ордер был воспринят как структура и основа композиции предмета, то во Франции — как декорация, первоначально даже примененная к готической конструкции. Переднюю стенку сундука, который долго сохранял форму ящика из фугованных досок, поставленного на цоколь, стали украшать накладными ромбами на прямоугольных полях. При изготовлении этого резного декора начали пользоваться измененной технологией — орнаменты накладные, а не вырезанные в толще доски, как в готике.

Поставцы четырех-шестигранной формы с открытым низом и пышно декорированным верхом продолжали пользоваться неизменным успехом. Особой красотой и оригинальностью отличались французские шкафы-креденцы и шкафы-кабинеты. Устойчивые формы сохранял и дрессуар, предназначенный для хранения посуды, столовых приборов и ценных вещей.

Высокие готические колонны его верхней части опирались на нижнюю плоскость, на которую было принято ставить холодильные сосуды. В средней части находилась небольшая емкость в виде ларца с выдвижными ящиками, предназначенными для ценных предметов.

Венчал все сооружение ажурный резной балдахин. Первые дрессуары имели скошенные углы, а позднее они получили прямоугольную конфигурацию и высокие ножки-стойки.

В период Высокого французского Ренессанса, соотносившийся с эпохой маньеризма, наиболее ярко проявились два весьма разных направления, которые характеризуют уже собственно французское мебельное искусство. Это южное направление в Бургундии, Франш-Конте, на западе Швейцарии, и северное — в Центральной Франции, Париже, Нормандии. Законодателем стиля на юге стал Гуго Самбен из Дижона, основавший в Лионе школу самобытного мебельного искусства с характерным пышным скульптурным декором, яркой праздничностью и сочностью форм.

Большой известностью пользовались бургундские двухчастные шкафы — армуары, выполненные по его гравюрам. Если Бургундии была свойственна пышность, пластическая сочность резьбы в виде фантастических герм, кариатид, многофигурных композиций на религиозные и мифологические темы и знаменитой виноградной лозы, которой в изобилии покрывали мебель, то на севере Иль-де-Франса мастера обращали основное внимание на изысканность пропорций, утонченность плоских и тонких рельефов, ордерное членение и детали. Главным в их работах стали логика и целесообразность конструкции, гармоничное соотношение нейтральной рамки и элегантной филенки.

Кариатиды, рельефы с античными богами, популярные стихии и времена года заполняли верхнюю часть, под характерным разорванным фронтоном. Часто плоские рамочные элементы этих шкафов инкрустировали мрамором или камнем с активным рисунком. Кроме того, для мебели Иль-де-Франса характерны низкие рельефы, в которых более важен силуэт формы, чем объем.