Эпоха возрождения

Капелла Киджи

Капелла Киджи
Оценить статью

092283694f7bd876af34c68d67dc58beКапелла Киджи является уникальным памятником архитектурно-живописного ансамбля зрелого Возрождения и того классического стиля, который сложился в Риме в первой половине XVI в. Несмотря на то что эта капелла не была закончена при жизни Рафаэля, считается, что Джованни Лоренцо Бернини завершал ее отделку с учетом его замыслов. Рафаэль. Капелла Киджи в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме.

Мозаика купола (слева), план и разрез (справа) Сиенский банкир Агостино Киджи, один из богатейших людей своего времени, приобрел капеллу в 1507 г., желая устроить в ней родовую усыпальницу. Автором проекта украшения капеллы был Рафаэль, а ее архитектурное решение приписывают Антонио да Сангалло Младшем.

При жизни Рафаэля был выполнен купол, который по картонам мастера украсил мозаикой венецианский мозаичист Луиджи де Паче. В соответствии с замыслом Рафаэля флорентийский скульптор Лоренцетто создал статуи Ильи и Ионы, а также скульптурный декор и рельефы, в том числе украшающие надгробие Киджи. Тогда же была выполнена полихромная архитектурная отделка капеллы, в которой использованы разноцветный мрамор, камень, мозаика, бронза, золоченый стук, живопись алтаря и скульптура в боковых нишах.

Ансамбль капеллы основан на цветовом и фактурном взаимодействии материалов, что по представлениям того времени соотносилось с античной традицией. Большую роль в восприятии интерьера играет тонко организованная полихромия мраморной отделки: пилоны, архитрав, арки и обрамления ниш выполнены из белого или белого с серыми прожилками мрамора, стены, ниши для статуй и паруса — из розового, зеленого и красных оттенков камня, а статуи — из белого мрамора. Инкрустированный цветным мрамором пол повторяет членения купола.

В мозаиках свода, статуях и архитектурном декоре воплощены идеи бренности земной жизни человека, его успехов на поприще славы и ожидаемого небесного спасения. В мозаиках купола изображены планеты и знаки зодиака, образующие гороскоп Киджи, а в круглом фонарике, как в античном, Бог Отец на небесах принимает души усопших. Пирамиды — крайне редкая форма в ренессансных надгробиях — символизируют вечность и бессмертие, а перекинутая над ними арка — триумф и апофеоз.

Наконец, статуи Ильи и Ионы напоминают о вознесении и воскрешении Христа, в чем видели гарантию грядущего спасения. Большое значение для последующего развития живописной декорации церковного интерьера имели новации второй половины XVI в., характерные для Центральной Италии и Венеции.

Стремление к стилистическому единству церковного интерьера и те изменения, которые произошли в организации богослужения под влиянием идей Контрреформации, привели к реконструкции многих старых построек. Первостепенную роль в интерьерах начали играть большие алтарные картины и купольные росписи. Самыми отзывчивыми на новации оказались художники Северной Италии и Венеции.

Специфика венецианской художественной школы, для которой была характерна масляная живопись, занявшая место фресковых композиций на стенах и сводах, стимулировала развитие плафонной живописи. Большие живописные панно включались в ритмически организованные, пластически активные деревянные или стуковые потолочные конструкции, часто имевшие выполненные в высоком рельефе перспективные обрамления. Значительную роль в сложении нового типа живописного декора церковных интерьеров сыграли ведущие мастера венецианской школы второй половины XVI в. Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

Наиболее показательны интерьеры церкви Сан-Себастьяно (украшен живописью маслом и фресками Веронезе) и Скуолы Гранде ди Сан-Рокко, где главную роль в оформлении играл Тинторетто.