Эпоха возрождения

Капелла Коллеони в Бергамо

Капелла Коллеони в Бергамо
Оценить статью

87Интересным примером синтеза архитектуры и скульптуры на основе представлений об Античности, сложившихся в североитальянской среде, является капелла Коллеони в Бергамо (между 1470-1476 гг., архитектор и скульптор Джованни Антонио Амадео). Центрическая в плане купольная капелла примыкает к северному порталу романской базилики Санта-Мария Маджоре. В ней Амадео удалось достичь стилистического единства оформления фасада и интерьера. Облицованный разноцветным мрамором, украшенный орнаментальной и фигуративной пластикой фасад напоминает пышно декорированные надгробия.

Витые и каннелированные колонки, декорированные пилястры, фигурки, вазоны и канделябры, скульптурные медальоны и рельефы перегружены политической и гуманистической тематикой. Мифологические образы, христианские святые, сцены подвигов Геркулеса, с которым ассоциировал себя Коллеони, аллегории добродетелей и сцены из Ветхого Завета призваны прославить земные дела и воинские подвиги правителя Бергамо. Интерьер капеллы богато украшен рельефами с деликатной «живописной» проработкой светотеневых отношений, красивыми деревянными интарсиями (наборные инкрустации из разных пород дерева) сидений хора.

Гробница Коллеони изобилует пластикой, которая доминирует над архитектурой. Над саркофагом возвышается деревянный позолоченный конный памятник Коллеони, а его переднюю стенку украшают рельефы со сценами из Нового Завета, которые чередуются со статуями добродетелей.

На южной стене — гробница любимой дочери Коллеони Медеи, умершей в 15 лет. Ее изящная фигурка на скромном саркофаге относится к наиболее поэтичным образам итальянского Возрождения. Схожее соотношение архитектуры, скульптуры и живописи можно видеть и в капелле Св. Фины (1458-1475 гг., архитектор Джулиано да Майано, скульптор Бенедетто да Майано, живописец Доменико Гирландайо) в Колледжиате города Сан-Джиминьяно.

При близости архитектурного и скульптурного решения в ней начинает доминировать живопись. Это не только большие, пространственные композиции Гирландайо со сценами смерти и похорон Св. Фины, но и низкий, «живописный» рельеф мраморного алтаря, позолота, которой выделены его орнаменты и архитектурные детали, драгоценная алтарная решетка с эмалями, наконец, роспись раздвинутого над алтарем полога.

Постепенно живопись берет на себя роль формообразующего элемента ансамбля. В ней активно используются перспективное изображение идеальной архитектуры и пластики, имитация скульптурного и архитектурного декора, в том числе мозаики пола и мраморной инкрустации.

На помощь живописи, для выделения «рельефа», приходит лепнина или стуковый рельеф. Одним из первых, кто «выстроил» на стене живописную капеллу, был Томмазо Мазаччо. Еще в 1427 г. он написал для одной из капелл бокового нефа готической церкви Санта-Мария Новелла монументальную композицию Троицы, включив в нее портреты гонфалоньера Ленци и его жены.

Мазаччо «построил» на стенной плоскости глубинное пространство капеллы, перекрытой цилиндрическим кессонированным сводом. Величественная арка с красивым профилем из розового мрамора опирается на ионические полуколонны малого ордера, в то время как мощные коринфские пилястры большого ордера поддерживают антаблемент с выступающим вперед карнизом.

Характерная для XV в. полихромия придает величественной архитектуре капеллы еще более классический облик: цветом выделены все архитектурные профили, капители полуколонн и пилястр, архитрав и скульптурные медальоны по сторонам арки. Кессоны цилиндрического свода расписаны основными цветами фрески — холодным синим и теплым красным.

Фреска Мазаччо предложила принципиально иной масштаб и стала классической составляющей готического интерьера. В дальнейшем архитектурные формы и декор воспринимались как важнейший формообразующий элемент монументальной живописи, даже если живописный рассказ был главной задачей художника.