Post Type

Капелла Медичи

Оценить статью

visu0002Одним из лучших ренессансных ансамблей по праву считается домовая капелла Медичи в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Палаццо Медичи на виа Ларга было построено по заказу Козимо Медичи Старшего его другом архитектором Микелоццо ди Бартоломео в 1444-1459 гг. По окончании строительства Козимо пригласил Беноццо Гоццоли украсить фресками капеллу, построенную и декорированную Микелоццо. Небольшая квадратная в плане капелла и примыкающая к ней прямоугольная алтарная ниша перекрыты резным деревянным потолком.

Его кессонная структура богато орнаментирована красными и зелеными розетками, все перспективные профили прямоугольных, трапециевидных и ромбовидных членений декорированы орнаментом и позолочены. Над алтарной нишей расположен круг, вписанный в квадрат, с солнцем и инициалами Христа; Обилие золота, красного, синего и зеленого цветов, орнаментальный полихромный фриз, позолоченные коринфские капители с листьями аканта и волютами уподобляют верхнюю зону капеллы сиянию небес.

Мозаика пола ясностью, соразмерностью и гармонией геометрической структуры, тонкостью подобранных цветов мрамора вызывает в памяти античные мозаики. Живописной имитацией мраморной мозаики красного, зеленого, синего и голубого цветов, согласующихся с колоритом и рисунком потолка, украшены и нижние части стен алтарной ниши.

Убранство капеллы дополняют резные деревянные сиденья хора, деревянное основание престола и интарсии дверей. Живопись Беноццо Гоццоли на стенах, подобная роскошным тканым гобеленам, забрана в лепные перспективные рамы с орнаментом из листьев аканта. Яркую красочность и декоративность фрескам с изображением процессии волхвов, похожей на праздничную рыцарскую кавалькаду с множеством узнаваемых лиц, придают краски, которые так любили в то время: ультрамарин, ляпис-лазурь, листовое золото.

Сияние золота — в деталях, орнаменте, нимбах ангелов, в изысканных драпировках делает роспись похожей на драгоценное изделие «золотых дел» мастеров. Нарядную красочность колорита дополняют точность и ясность рисунка — прорисовка деталей, линии узоров в тканях нарядных костюмов, портретные лица, среди которых можно узнать семейство Медичи, византийского патриарха и императора, его придворных и именитых граждан Флоренции. Ансамбль капеллы основан на синтезе искусств, на взаимодействии всех элементов — полихромии пола и потолка, теплоты дерева мебели и дверей, согласованности архитектурного декора с живописью на стенах.

В отличие от капеллы волхвов, в создании которой участвовали архитектор и живописец, резчики по дереву и мастера интарсии, в маленькой капелле Сан-Джироламо в монастырской церкви Сан-Франческо в Монтефалько, используя только живопись, Беноццо Гоццоли создал ансамбль, в котором сюжетные композиции на стенах и своде сочетались с прорисованными архитектурными деталями — дугами арок, пилястрами, мраморной облицовкой. В центре алтарной стены Гоццоли написал золоченый готический полиптих, создав «картину в картине». Стремясь привести в соответствие масштаб и пропорции росписи стен и иллюзорного готического полиптиха, он заключил его в прямоугольную ренессансную раму с античным фризом, на котором гордо написал: «Смотри, читатель, каков упомянутый живописец».

Чтобы придать полиптиху еще большую достоверность, Гоццоли добавил отодвинутый за край рамы зеленый полог. В этой «случайной» детали художник воспользовался способностью живописи к имитации, к которой не раз будут прибегать художники Возрождения.

К юбилейному 1500 г., который широко отмечался в христианском мире, проводились большие работы по украшению и обновлению церквей, созданию новых ансамблей. Именно к концу XV в. относятся лучшие из сохранившихся ренессансных ансамблей. В это время была построена и украшена Сикстинская капелла, проведены большие работы в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, созданы «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и многое другое.