Post Type

Капелла Пацци

Оценить статью

attachБудучи погребальной капеллой рода Медичи, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо украшалась на протяжении всего XV в. По замыслу Донателло, в ее парусах и люнетах (ограниченных снизу арочных проемах) были размещены большие полихромные терракотовые медальоны, над порталами северной и южной дверей алтарной стены появились рельефы с изображением спорящих апостолов, вторящие бронзовым рельефам дверей, антаблемент обогатился головками херувимов в медальонах. Полихромия раскрашенной терракоты, живописная трактовка низкого рельефа, размещенные в ризнице гробницы родителей Козимо Медичи Старшего, а также Пьеро и Джованни Медичи (проект Андрея Верроккьо) изменили облик интерьера сакристии, лишили его первоначальной цельности. Небольшая Капелла Пацци, построенная Брунеллески по заказу Андреа Пацци как частная семейная капелла во дворе монастыря Санта-Кроче (1429-1443 гг.), занимает исключительное место в становлении языка ренессансной архитектуры.

Основой рационально организованного плана капеллы стал квадрат с вписанной в него окружностью конического зонтичного купола, каркас которого четко выявлен темными дугами. Центрическое пространство капеллы имеет ясные и соразмерные пропорциональные отношения — высоты и ширины, боковых ветвей, перекрытых коробовыми сводами, и центрального квадрата.

Соразмерности и ясной структурности пространства соответствуют четкость вертикальных и горизонтальных членений, выразительность легко воспринимаемых деталей архитектурного декора и ордерных форм. Вся система членения стен (коринфские пилястры, скульптурный фриз антаблемента, тонкие грани филенок, обогащающие «рельеф» стенной плоскости) основана на последовательном чередовании несущих и несомых элементов. Именно ордер становится средством, с помощью которого создается идеальное пространство интерьера, соразмерное человеку и расположенное к нему.

Синтез пластических и тектонических элементов дополняется цветом: полихромия майоликовых медальонов, агнцы и херувимы фриза обогащают восприятие интерьера, не нарушая его целостности. Мысль о создании идеального центрического храма занимала воображение Брунеллески при строительстве небольшой оратории семейства Сколари на территории монастыря камальдулийцев Санта-Мария дельи Анджели.

Согласно завещанию кондотьера Пиппо Слано, строительство оратории началось в 1427-1428 гг. и к 1437 г. было доведено до капителей внутреннего ордера, но так и осталось незавершенным, поскольку предназначенные для него средства были истрачены на войну с Луккой. Хотя единого мнения о планах Брунеллески нет, молено в общих чертах представить замысел мастера. Небольшая оратория представляла собой шестнадцатигранную постройку с внутренним восьмигранником открытых в центральное пространство капелл.

Центрическую ораторию перекрывал восьмигранный купол с круглыми окнами в люнетах и, возможно, со световым фонарем — по аналогии с тем, который Брунеллески сделал для купола собора. Несмотря на последующие переделки, в формах и профилях арок, рисунке антаблемента, пилястрах с цоколем и импостом (дополнительной опоры для пяты арки) заметна рука Брунеллески.

Спокойный и ясный рисунок архитектурных деталей оратории напоминает Старую сакристию и Капеллу Пацци. В проекте оратории Брунеллески попытался осуществить идею совершенного храма, абсолютно центрического и приближенного к форме круга.