Эпоха возрождения

Капелла Сфорца

Капелла Сфорца
Оценить статью

eksedraК числу поздних архитектурных проектов Микеланджело относится капелла Сфорца церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. В этом проекте реализовано новое понимание Микеланджело пространства интерьера как единого ансамбля, созданного языком чистых архитектурных форм, которые не нуждаются ни в декоре, ни в полихромии. Капелла Сфорца (1560 -1573 гг.) была пристроена к нефу церкви.

Ее размеры — необычно большие для такого типа капелл (высота, ширина и глубина — по 18м). Микеланджело воспринимает капеллу как небольшой мавзолей, вход в который напоминает античный портик, к сожалению не осуществленный. Ее центрическое пространство перекрыто куполом на парусах, а боковые апсиды имеют необычные скругленные очертания.

Глубокая входная арка и прямоугольная алтарная ниша перекрыты широким цилиндрическим сводом с кессонами. Мощные травертиновые колонны с выразительными капителями свободно стоят рядом со стенами, не примыкая к ним, они господствуют в пространстве и задают его масштаб. Мы видим принципиально новое понимание архитектуры как искусства пластического и самодостаточного.

Ее тектонические и пластические величины являются составляющими пространства, которое взаимодействует со стеной за счет ее рельефа и очертаний плана: стена то вбирает в себя пространство, то расширяется и прогибается под воздействием его напора, то вздувается, как парус от ветра. Архитектурный образ возникает из взаимодействия пространства и пластики. Мощные архитектурные формы начинают доминировать над другими искусствами, поскольку такой архитектуре нет нужды прибегать к украшенности и декору.

В архитектуре Микеланджело произошли изменения, чрезвычайно важные для дальнейшего развития архитектурного языка. В отличие от Раннего Возрождения, в котором планировка и восприятие пространства подчинялись ясности геометрических отношений (круга, квадрата, многогранника и пр.), в конце XVI в. конфигурация пространства меняется.

Планы усложняются, в них используются полусферы, овалы, сегменты или такие формы, которые трудно соотнести с чистой геометрией. Полихромию сменяет монохромность, любовь к декору — почти полный отказ от него, торжествует пластическое понимание архитектурной формы, в частности ордера. Колонна получает самостоятельное значение и становится одной из самых любимых ордерных форм.

В отличие от Микеланджело, развитие которого всегда происходило самостоятельно, а разрыв с традицией был радикальным, Рафаэль был теснее связан с современным ему стилем, когда стремился достичь единства трех пластических искусств в ансамбле капеллы Киджи. Римская Античность и занятия археологией оказали большое влияние на архитектурные замыслы и стиль Рафаэля, в частности на декоративную систему украшения интерьера, в которой он использовал античные мотивы и формы. Масштабы Рима, его постройки, крепостные стены и триумфальные арки зримо воплощали величие прошлого, историческую связь с которым так остро ощущали современники Рафаэля.