Эпоха возрождения

Капеллы — Детских игр

Капеллы — Детских игр
Оценить статью

IMG_5073_21Пилоны капеллы Св. Архангела Михаила, в которой находится гробница Изотты, украшены низкими рельефами из белого известняка на голубом фоне. Поющие и музицирующие ангелы, пухленькие путти с корзинами и вазами, полными фруктов (что символизировало изобилие и щедрость), вызывают в памяти античные резные камеи и геммы. Позолота в орнаментальных деталях, в музыкальных инструментах ангелов, в орнаменте ваз и на плодах придает рельефам сияние драгоценностей. Сочетание плоского и высокого рельефа, струящиеся линии развевающихся легких одежд и волнистые линии волос обогащают стенную плоскость сложной игрой светотени.

Самыми классическими по стилю и содержанию считаются три капеллы — Детских игр, Муз и свободных искусств, Планет и знаков зодиака. В них ренессансные и средневековые идеи мирно уживаются и на равных участвуют в прославлении Сиджизмондо как доброго христианина, рожденного под счастливой звездой, и щедрого правителя, благодаря покровительству которого процветают свободные искусства, а Музы вдохновляют поэтов и художников.

Лучшим из того, что было создано Агостиио ди Дуччо и его мастерской, были рельефы капеллы Детских игр. Выполненные из белого известняка в «сплющенном» рельефе, они смотрятся как изящные миниатюры или резные геммы на ярком голубом фоне. Сходство с античными геммами усиливает деликатная позолота.

В более возвышенном тоне декорирована капелла Муз и свободных искусств. Она украшена мраморными рельефами и богатым мраморным декором из листьев аканта, знака Аполлона, гирлянд и фигурок путти с эмблемами Малатесты. Помимо белого, в рельефах использован серый мрамор, а в балюстраде и облицовке стен — розовый и красный веронский мрамор.

Музы, покровительницы интеллектуальных занятий и творчества, воспринимались как гаранты бессмертия и славы. Считалось, что под их благотворным воздействием мир достигает гармонии и полноты проявления своих жизненных сил. Не случайно музы держат в руках символы плодородия — колосья, цветы и плоды. Капелла Планет и знаков зодиака отражала тот интерес, который проявляли гуманисты к астрологии, переживавшей в их кругу второе рождение.

Как и в других капеллах, здесь использован эффект полихромии в мягких по тону фонах и скромной позолоте. Необычное впечатление производят большие мраморные корзины в основании пилонов. Их поддерживают путти, сгибающиеся под тяжестью бронзовых плодов.

Тема небесных сил, влияющих на жизнь человека, повсеместно присутствует в декорации капелл. Повторяясь в эмблемах на щитах и в надписях, она как бы воплощает небо, на которое души Сиджизмондо и Изотты должны вернуться, свершив свое земное странствие, с тем чтобы опять занять свое место среди небесных светил.

Помимо скульптурного убранства капелл, в храме была и живопись, из которой сохранилось только изображение Сиджизмондо Малатесты перед его святым покровителем св. Сиджизмондо, написанное на стене маленькой, скрытой от глаз сокровищницы. Эта фреска относится к ранним произведениям Пьеро делла Франчески, художника, в творчестве которого воплотились идеальные представления Возрождения о совершенном архитектурном пространстве.