Эпоха возрождения

Кассоне

Кассоне
Оценить статью

Arca_de_la_Batalla_de_Anghiari_(M.A.N._51936)_01Оседлая городская жизнь и тяга к комфорту обусловили многие модификации мебельных предметов и их отчетливое подразделение по региональному принципу. Каждый из крупных итальянских городов вырабатывает своеобразный почерк и характер мебельного искусства. Так, в Лукке и Сиене мебель украшали золоченой лепниной и позолотой. На севере Италии, в Милане и Кремоне, предпочитали виртуозные интарсии, в которых со временем начали изображать пейзажи и архитектурные перспективы, сменившиеся на арабески из виноградных лоз. На северо-востоке страны, в Чертозе, монахи использовали чертозианскую мозаику, набирая восточные геометрические мотивы из пластинок черного дерева, слоновой кости и перламутра.

Во второй половине XVI в. влияние маньеризма сказалось на скульптурном и живописном декоре. В нем использовали религиозные мотивы, сюжеты из античной мифологии и аллегории, порой сочетая их в одном предмете.

Самым характерным предметом итальянского ренессансного интерьера был сундук — сначала касса, а затем кассоне, парадный свадебный сундук, который входил в приданое, по своим художественным качествам и материальной ценности являясь его важной частью. Кассоне широко распространились по всей Италии и получили индивидуальные художественные черты в каждом городе или местности.

Первые кассоне еще сохраняют традиционную со времен Средневековья конструкцию, имеют форму прямоугольного ларя-сундука с ручками (для удобства переноса) и покрыты неглубокой графической резьбой. Однако со временем они становятся поразительно разнообразными по формам, приемам отделки и декорирования (это росписи, сложные рельефные многофигурные композиции, золочение, инкрустация, интарсия на исторические и мифологические темы).

Период расцвета кассоне приходится на 1470-1510 гг., когда его пластическое, инкрустационное и живописное убранство достигает максимальной пышности и превращает его в признанное произведение искусства. В этот период украшением кассоне занимались, в числе других известных художников и мастеров, Боттичелли, Филли-по Липпи, Поллайоло и Пьеро ди Козимо.

Уже в конце ХV начале XVI в. прямоугольная ясная форма кассоне начинает видоизменяться, и он получает очертания римского саркофага, украшенного пышной резьбой. Суженный книзу сундук устанавливают на львиные лапы либо опоры, стилизованные в виде рыб, животных или растений. Крышка становится рельефной, непригодной для роли сидения и ложа.

В центре передней стенки располагаются гербы, картуши, рельефные изображения в медальонах или живописные портреты представителей знатных фамилий, вступающих в брак. Часто используются гротески.

Флорентийские кассоне в форме саркофага представляли собой улсе не ящик, не емкость, а объемное монументальное сооружение со сложно профилированным основанием, четко обозначенными фризом, карнизом и завершением. В пышной резьбе опоясывающего его фриза прослеживались античные сюжеты и формы. Венецианские мастера украшали кассоне виртуозной резьбой, росписью, золочением.

Темами декора стали морские животные, вплетенные в сочную декоративную орнаментику листьев аканта, разнообразных поясков и розеток. В Риме достаточно простые по конструкции предметы предпочитали украшать мифологическими многофигурными композициями, выполненными в технике полихромной росписи и золоченой резьбы.

На стенках кассоне появляются барельефы, а затем и горельефы с мифологическими сюжетами. Важные для прочности конструкции угловые бруски трактуются в виде фигур атлантов или крупных листов аканта. Они бесконечно варьируются и остаются излюбленным мотивом мебельных форм несколько последующих веков.