Эпоха возрождения

Классические черты ренессансной архитектуры

Классические черты ренессансной архитектуры
Оценить статью

0_528a5_ab7b3511_XXLЧерты нового стиля, складываясь постепенно, захватили практически все области художественного творчества — от гирлянд, которые создавались для украшения домов по случаю праздника, до храмов, дворцов и вилл. Преобразования были настолько существенными, что уже к середине XV в. готика сохранялась лишь в самых незначительных деталях. Именно XV столетие было временем формирования нового языка архитектурных форм и пространственных решений, которые окончательно утвердились в совершенных творениях, созданных мастерами XVI в. Наиболее полно классические черты ренессансной архитектуры и искусства проявились в Италии. Устойчивость романских традиций, их связь с римской строительной технологией, близость к восточно-христианскому миру, особенно в Венеции и на юго-востоке страны, наконец, контакты с арабским миром облегчили разрыв с готикой и сделали переход к новому стилю быстрым и радикальным.

Новации, идущие из Италии, повлияли на формирование национальных архитектурных школ за Альпами и на облик ренессансных интерьеров таких отзывчивых на итальянские влияния стран, как Франция, отчасти Германия, Чехия времени правления Рудольфа II и Испания в период ее активной европейской экспансии. В этом разделе мы ограничимся итальянскими интерьерами, поскольку выработанные в Италии приемы и методы декорирования, ансамблевые решения внутреннего пространства храмов, общественных зданий, резиденций и частных домов оказали гипнотическое влияние на заальпийских соседей.

Более того, мода на «итальянское» побуждала европейских монархов приглашать ко двору итальянских мастеров, что также способствовало распространению новых тенденций и установлению к концу XVI в. интернационального стиля. При общности стиля существовали принципиальные различия в оформлении интерьеров в разных странах, связанные с национальными бытовыми традициями и вкусом заказчиков.

Повсеместными были обращение к ордеру как к конструктивной системе и элементу декора, использование полихромии и мраморной инкрустации, широкое применение антикизированных, т. е. вдохновленных Античностью, декоративных мотивов, синтез искусств в ансамбле интерьера, воспринимавшийся как признак античного понимания «союза искусств». Наконец, при построении плана, определении соотношений пространственных и пластических форм здания, его декора применялась теория пропорций.

Установился принципиально иной масштаб архитектуры, соразмерной с человеком и создающей гармоничную среду для его жизни и деятельности. Одними из главных требований нового стиля были соблюдение меры, отказ от избыточности, стремление к равновесию пропорций и гармонии общего решения.

В архитектуре восторжествовали геометрически ясные, легко обозримые объемно-пространственные, стереометрические формы. Наши представления о ренессансном интерьере, к сожалению, не могут быть полными. Сохранилось крайне мало памятников, не затронутых перестройками и обновлениями последующего времени.

Источниками наших знаний служат тексты архитектурных трактатов, описания современников, произведения скульптуры и живописи, в которых изображены интерьеры храмов, дворцов и помещений. Безусловно, художники не воспроизводили реальные интерьеры: их воображение, следуя моде, рисовало идеальные образы храмового или жилого пространства. Однако в этих образах отражались наиболее характерные черты господствовавшего стиля.