Эпоха возрождения

Круглые и восьмиугольные столы XVI в

Круглые и восьмиугольные столы XVI в
Оценить статью

image62Со временем форма столов начинает изменяться и варьироваться, разрабатываются восьмиугольные и круглые столешницы, на четырех, шести или восьми ножках-колоннах или ножках в виде стилизованных грифонов, львов, кариатид. Круглые и восьмиугольные столы на центральной опоре сочетают в себе пластически развитые опоры и плоские столешницы. Единый скульптурный объем составляют четыре или три волюты, характерных льва или грифона, сходящихся к центральной стойке.

Столы на четырех ножках с выдвигающимися одним или двумя ящиками и столы с круглой столешницей, состоящей из нескольких частей, которые по мере необходимости складывали и опускали, входят в моду еще в начале XVI в. Тогда же в связи с деловыми операциями появляются письменные столы, характерной чертой которых становится ряд ящичков по периметру столешницы, закрываемых подъемной крышкой. Как и в готике, кровать чаще всего устанавливали в углу комнаты на ступенчатом подиуме и отгораживали от остального пространства.

Конструкция ложа состояла из рамы и скрепляющих ее по углам брусков, переходящих в высокие стойки-опоры, на которых крепился балдахин. Опоры имели форму кариатид и разнообразных колонн, декорированных резьбой.

Рельефные орнаменты, колонки, балясины, профилированные и резные арки богато украшали изголовье, а каркас часто декорировали деревянной мозаикой или арабесками из слоновой кости. На настил из досок внутри рамы укладывали матрац или тюфяк. Полог на кольцах двигался по раме, прикрепленной к потолку и закрытой ламбрекенами с кистями или бахромой; само ложе становилось сложной системой подушек и драпировок.

Пышный балдахин из дорогих тяжелых тканей (бархата, шелка) часто дополняли виртуозной вышивкой, аппликацией или тесьмой. Мебель итальянского Возрождения отличалась многообразием типов, конструктивных приемов и способов декорирования. При всем различии композиционных структур, форм, орнаментики, разнообразии декора и очертаний предметы этого периода легко узнаваемы.

Художники научились аналитически организовывать формы и дали много нового для дальнейшего развития мебельного искусства европейских стран, которые часто заимствуют итальянские образцы, вырабатывая самостоятельные черты и варианты мебели в связи с ее функциональным назначением и местными художественными традициями.