Эпоха возрождения

Лоджия Психеи

Лоджия Психеи
Оценить статью

GgxW9gaNZJ4«Триумф Галатеи» — одно из самых классических произведений Рафаэля. Звучная мажорность колорита, ясная трактовка оптически осязаемых форм воссоздают жизнеутверждающий дух Античности. Движение овладевает глубоким пространством, легкая прозрачность живописи передает ощущение свежести морского воздуха, точка зрения снизу придает композиции монументальность и торжественность. Лоджия Психеи, открытыми проемами выходящая в сад, была расписана четырьмя годами позднее, в 1517-1518 гг. Скорее всего, Рафаэль предложил основную идею и создал композиционные эскизы, а выполняли роспись художники его мастерской Джулио Романо, Франческо Пенни, Рафаэлле дель Конте и Джованни да Удине, которому принадлежат декоративные гирлянды и фестоны.

Сюжетом для садовой лоджии послужили эпизоды небесной и земной любви Амура и Психеи, взятые из «Метаморфоз» или «Золотого осла» Апулея. Рафаэль задумал расписать открытую лоджию виллы так, чтобы она стала естественным продолжением сада.

Фрески на своде, парусах и люнетах лоджии образуют единый декоративный ансамбль, имитирующий увитую праздничными гирляндами перголу, свод которой закрыт нарядными ткаными коврами. В просветах между гирляндами видно голубое небо с облаками, летающими птицами, кувыркающимися путти, спешащими на свадьбу Амура и Психеи богами Олимпа. На имитирующих тканые ковры частях свода написаны две большие многофигурные композиции — «Совет богов на Олимпе» и «Свадьба Амура и Психеи».

Выразительная монументальность их пластического решения напоминает античные фризы или фронтонные композиции. Апартаменты второго этажа виллы украшали два сиенских художника — Бальдассаре Перуцци и Содома.

Перуцци декорировал Зал перспектив, а Содома — примыкающую к нему небольшую спальню Киджи. В Зале перспектив Перуцци проявил талант перспективиста, преобразив его в открытый колонный портик, сквозь проемы которого видны окружающие виллу холмы, далекие римские постройки и взбегающая вверх по склону дорога. Для усиления архитектурной иллюзии Перуцци изображает колонны и пилястры стен в перспективном ракурсе, пишет сквозную балюстраду в глубине портиков, украшает их стены иллюзорными нишами со статуями.

Единство убранства интерьера достигается благодаря согласованному ритму геометрической разбивки навесного деревянного потолка и ее проекции в инкрустации пола, а также за счет общего колористического решения, в котором преобладают холодноватые изумрудно-зеленые и теплые охристые тона. Строгое обрамление камина согласуется с прямоугольными порталами дверей.

По периметру стен идет широкий фриз, на котором изображены эпизоды, почерпнутые из «Метаморфоз» Овидия и связанные с темой любви богов. В иллюзорных нишах наддверными порталами и окнами Перуцци поместил богов Олимпа, влияющих на жизнь людей, — Юпитера, Марса, Нептуна, Юнону, Цереру, Диану, Минерву, Венеру, Аполлона, Сатурна и Меркурия.

Стены небольшой спальни, примыкающей к парадному залу, расписал в 1512 г. Содома. Верхнюю часть стен занимают большие сюжетные композиции из истории Александра Македонского, написанные на фоне перспективных пейзажей и архитектуры (например, «Свадьба Александра Македонского и Роксаны»). Цоколем для сюжетных композиций служат иллюзорная балюстрада и красивые плиты мраморной инкрустации.

Содома прибегает к перспективной иллюзии, когда на стене с изображением «Свадьбы Александра Македонского» в центре композиции пишет мраморные ступени, ведущие в комнату. Тем самым реальные апартаменты Киджи связываются с воображаемыми апартаментами Александра Македонского. Не менее эффектна кузница Вулкана, изображенная по сторонам камина.

Вулкан и путти, собирающие стрелы любви, как бы нарушают границу плоскости и частично входят в пространство комнаты. В Зале перспектив, спальне Киджи и двух лоджиях виллы Фарнезина были найдены новые декоративные решения для живописного украшения интерьера. Использованные здесь иллюзионистические приемы нашли продолжение в росписях позднего XVI в. и не были забыты художниками барокко, которые сделали перспективные иллюзии главным средством преобразования интерьера.

Не меньшее значение для последующей практики строительства и украшения загородных резиденций европейской знати имела вилла Мадама, построенная по проекту Рафаэля для кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII, на склоне римского холма Монте Марио. При участии Рафаэля вилла строилась с 1517 по 1520 г., а позднее ее строительством руководил папский архитектор Антонио да Сангалло Младший вместе с его братом Баттистой да Сангалло.