Эпоха возрождения

Малые архитектурные формы

Малые архитектурные формы
Оценить статью

0_b2b4a_adef58cd_origНовый художественный язык первоначально вырабатывался в малых архитектурно-скульптурных формах, таких как гробницы, проповеднические и певческие кафедры, скульптурные алтари. Первоначально именно в гробницах и кафедрах, созданных ведущими скульпторами Раннего Возрождения, происходит кардинальное изменение стиля на основе использования антикизированных архитектурных форм и декора — мотивов триумфальной арки и ордерной декорации. С новыми архитектурными формами согласуются масштаб и пластика скульптуры. Помимо рельефа и круглой пластики в художественном решении малых архитектурно-скульптурных форм участвуют майолика, бронзовое литье, мраморная и терракотовая инкрустация, реже — живопись.

Именно в небольших ансамблях решается столь важная для Возрождения задача синтеза искусств. Ансамблевое мышление, характерное для мастеров Возрождения, вытекало из характера их деятельности. Получая профессиональные навыки в ренессансных мастерских, художники овладевали мастерством скульпторов, архитекторов, живописцев, декораторов и ювелиров.

Такой универсализм обеспечивал единство стиля при создании ансамблей, создавал совершенно уникальную ситуацию, влияющую на синтез искусств и, в конечном счете, на облик храмовых и дворцовых интерьеров. Начиная с раннего христианства, надгробия были одной из самых распространенных архитектурно-скульптурных форм.

Они и сейчас во многом влияют на наше восприятие церковного интерьера. Традиции почитания мощей праведников и святых, собирание реликвий в храмовых сокровищницах подтолкнули развитие соответствующих декоративных и архитектурно-скульптурных форм.

Помимо сокровищницы, где хранились реликвии в сделанных из стекла, драгоценных металлов и эмалей реликвариях, размещенных в богато украшенных шкафах, большую роль в интерьере храма играли бассейны для омовения рук, табернакли для икон и полиптихов, балдахины или кивории, осеняющие главный престол. В Средние века были распространены как пристенные, так и свободностоящие надгробия. Однако со временем, особенно в Италии, преимущественное развитие получили пристенные гробницы или архитектурно оформленные ниши, в которых устанавливали саркофаги.

Принципиально иным стало содержание ренессансных надгробий. Идея смиренного предстояния перед высшим судом сменилась идеей посмертного триумфа. Надгробия становились не только местом вечного упокоения и почитания усопшего, но и памятником его славе.

Именно идея триумфа инициировала обращение к античной традиции, заставила вспомнить об античных мавзолеях и триумфальных арках, в которых архитектура и скульптура соучаствовали в создании художественного образа. Одним из ранних примеров такого рода ансамблей, еще имеющих двойственный характер перехода к новому стилю, является гробница Иикколо Бренцони.

Она была создана в 1425-1426 гг. скульптором Нанни ди Бартоло и живописцем Пизанелло в церкви Сан-Фермо Маджоре в Вероне. В этом надгробии доминирующую роль играет живопись, служащая обрамлением скульптурной композиции «Воскресение Христа» в центре гробницы.

Опираясь на иконографию, характерную для миниатюр, Пизанелло написал на стене перголу райского сада и заключил ее в прямоугольное обрамление. Кроме того, он воссоздал живописью красочную драпировку широкого балдахина, открытые полы которого обрамляют гробницу с двух сторон.

В высоком готическом табернакле находится статуя пророка, выполненная Нанни ди Бартоло, а в боковых живописных табернаклях Пизанелло изобразил архангелов. Центральная часть надгробия со скульптурной композицией «Воскресения Христа» заключена еще в одну раму, уже рельефную.

В ней повторен мотив балдахина, полы которого, поддерживаемые путти, обрамляют раскрашенную скульптурную группу. По сторонам развернутого балдахина Пизанелло написал «Благовещение» на фоне изящной готической архитектуры.

Таким образом, в гробнице Никколо Бренцони формообразующую роль играет живопись: именно она объединяет все части ансамбля в единое целое. Более того, раскраска скульптуры делает ее частью живописного пространства — только более объемной, а потому и более достоверной.