Эпоха возрождения

Мебель для сидения XVII в

Мебель для сидения XVII в
Оценить статью

1013538_originalТребования к удобству и элегантности ярко прослеживаются в мебели для сидения, многочисленные типы которой предназначались для самых разных слоев населения. Распространение нашли пришедшие из Средневековья формы, соединявшие в себе сидение и емкость. Их особенностью были раскосые опоры в виде фигурной резной доски. Они применялись как в табуретах, так и в стульях, где дополнялись ажурной витиеватой спинкой с волютами (спиралевидными завитками), масками, динамичными растительными формами резного орнамента.

Появились оригинальные образцы стульев, например стул Строцци, состоявший из доски-сиденья, на которой были укреплены три наклонные ножки и высокая узкая дощатая спинка. К традиционным типам стульев добавился стул на четырех прямых ножках с горизонтальными (резными или ажурными) планками, распространенный в Ломбардии.

Сундук служил для сидения еще со времен Средневековья, но в эпоху Возрождения его усовершенствовали, создав кассапанку — типично итальянскую мебель, сочетавшую в себе емкость и скамью. Кассапанка — это композиция короткого кассоне со спинкой и сплошными подлокотниками, ставшего прообразом дивана.

Удобная конструкция этого делового кресла послужила его широкому применению менялами, которые осуществляли первые торговые сделки, восседая на своем богатстве. Принято считать, что от термина кассапанка в дальнейшем произошло название финансового учреждения — банка.

Родословная ренессансного кресла идет от сиденья-ларя, в котором вытянутая кверху задняя стенка служит спинкой, а коробчатая форма сиденья на четырех опорах утверждается на века. Однако излюбленной формой кресла итальянского Ренессанса остается заимствованное в Античности курульное кресло с Х-образной опорой. Портативность, легкость, конструктивная изысканность стали причиной его поразительной жизнеспособности на протяжении долгого времени.

Известны два канонических типа таких кресел — Савонарола и дантеско, — различающихся характером опор, соединенных в центре металлическим стержнем по типу ножниц. Опоры фанеровали, инкрустировали слоновой костью или перламутром и соединяли снизу продольными подставками — проногами.

У кресла Савонарола было, как правило, до восьми тонких и изящных опор, у дантеско — четыре более крупные и мощные резные опоры. Мягкие спинки из ткани с вышивкой и бахромой применяли в складном варианте, а вкладные деревянные — в стационарном.

Деревянные спинки были изящными и небольшими, декорировались чертозианской мозаикой, резьбой или арабесками из слоновой кости, в Савонароле их украшали портретом мятежного монаха. Тяга к комфорту в период Ренессанса сказалась и на создании мягкой мебели. Применение подушечек, которые раньше привязывали тесемками, теперь сменилось обтяжкой мебели для сидения тканью или кожей, которую крепили гвоздями с большими шляпками из желтой меди или латуни, служившими еще и декором изделия, иногда — вкупе с бахромой.

Мягкость «срослась» с сиденьем, а тканью теперь обивали и спинку. Цветная расшитая или бархатная обивка зачастую становилась ведущим декоративным мотивом.

При этом деревянные резные детали уступили роль композиционной доминанты крупному броскому рисунку обивочной ткани или кожи. В это время во Франции и Голландии кожей обтягивали практически все деревянные детали мебели для сидения.

В типах и формах столов наблюдается синтез принципов Раннего Средневековья и Античности, на основе которого ренессансные мастера создают самостоятельные оригинальные композиции. Из Средневековья пришел тип длинного трапезного стола на нескольких опорах, чаще всего служащего для монастырских трапез с большим количеством людей.

В светских интерьерах был распространен стол, у которого, как в римском аналоге, столешница покоилась на массивных резных боковинах в виде волют, акантов, грифонов и кариатид. Для жесткости конструкции между опорами размещали перекладину, а затем — ряд колонн на постаменте. Подражание Античности побудило ренессансных мастеров вырезать из ореха то, что древние делали из мрамора, причем скульптурность в период Ренессанса выражалась энергичнее.