Эпоха возрождения

Мебель ренессанса в Германии

Мебель ренессанса в Германии
Оценить статью

pagejpgВ Германии ренессансные формы мебели начинают осваивать лишь после 1500 г. Как и во Франции, первоначально идет процесс переноса на старую готическую форму ренессансного декора и орнаментальных мотивов, которые рисуются профессиональными художниками, в том числе Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим. На развитие мебельного искусства влияют достаточно консервативный бюргерский домашний уклад и весьма важные для культуры и искусства страны региональные особенности. Время нового стиля в северной Германии, при широком отклике на него, было достаточно непродолжительным. Характерными формами стали шкафы, подобные французским дрессуарам и декорированные профильными портретами на филенках в окружении гротесков, которые были расположены на готический манер.

Для изготовления мебели применяли местные породы дерева, большей частью дуб, а на некоторых территориях, по традиции, — сосну и лиственницу. Особой популярностью пользовался долго не выходивший из моды ясень. Характерной чертой германской мебели был пластичный декор, покрывающий и несущие части изделия.

Детально изображались мифологические и религиозные сюжеты, кариатиды, картуши с фестонами и плодами. Нашел признание узкий и высокий угловой шкаф.

Сильное влияние в южной Германии итальянских мебельных форм и декоративно-прикладных приемов приходит в этот регион через Аугсбург. Большое распространение здесь получает мастерство изготовления интарсии, которые набирают из местных пород деревьев (тополя, клена, березы, вишни) и привозных экзотических сортов (черное и фиалковое дерево) по рисункам видных художников, таких как Ганс: Гольбейн Младший и Ганс Бургмайер. Становится популярной крупная двухчастная форма шкафов, четко разделенных по горизонтали на цоколь, среднюю часть и карниз.

Шкафы утопают в архитектонических и орнаментальных резных деталях — завитках, триглифах, симметричных мотивах гротесков. В шкафах Ульма находит выражение и архитектурная тема — с четко организованными формами ниш, пилястр, фронтонов, которые просто наклеены на фасадную поверхность и дополнительно украшены кёльнской интарсией с рельефом и фанеровкой из венгерского ореха. После 1600 г. наряду с плоскими фасадами возникают более пластичные, с выступающим цоколем и вынесенным карнизом, которые отчасти стали предвестниками мебели барокко.

Многие типы готической и ранней ренессансной мебели постепенно становятся принадлежностью крестьянского быта. Так, пришедший из северной Италии простейший тип стула (четырехугольное сиденье, четыре косо поставленные резные точеные ножки и резная спинка) просуществовал в Германии вплоть до XVIII в. В употреблении остаются также складной стул и Х-образное кресло с кожаным сиденьем и спинкой. Создаются кресла с точеными опорами-балясинами.

С готическими формами связан стол-ларец с богато декорированным подстольем. К аристократическим формам относится многоугольный или круглый стол на одной центральной опоре в форме замкнутого ларя или на ажурной опоре, позже замененной колонной в виде балясины.

Свободно стоящие в помещении кровати сохраняют колонны с открытым балдахином или короткие ламбрекены. Голландия сильно повлияла на столярное ремесло соседних стран, в первую очередь Англии, мебельное искусство которой в этот период было не до конца самостоятельным. Наиболее характерной чертой скромной конструктивной голландской мебели было пристрастие к инкрустации из разноцветных пород дерева, особенно из черного.

Инкрустировались и несущие детали, и далее резные пилястры. Из корпусной мебели распространение получил шкаф с отступающим назад верхом и крупным нависающим карнизом.

Лучшие образцы такой мебели украшали резьбой по дубу и интарсиями с типичными темами — вазонов с пышными цветами, завитков, арабесок, картушей.