Эпоха возрождения

Многоцветная керамика

Многоцветная керамика
Оценить статью

800px-Santa_Maria_Dei_Miracoli_(interno)В середине XV в. всеобщее признание получила техника глазурованной многоцветной керамики — майолика, в которой Лука делла Роббиа возродил утраченную античную технологию. Начиная с Донателло и других мастеров цвет активно вводился в пластику и архитектурный декор интерьера. Позолота, полихромия мраморной инкрустации стен, напольная мраморная мозаика и терракота обогащали восприятие храмового пространства, придавали ему более светский характер, тем более что схожие приемы использовались и при украшении жилых интерьеров. Майолика, обладая такими качествами, как цвет и рельеф, объединила возможности скульптуры и живописи, а ее яркая цветовая гамма и выразительная пластическая форма придавали своеобразие ренессансным интерьерам.

Получили распространение недорогие произведения из майолики. Выполненные в этой технике рельефные тондо, небольшие медальоны, алтари и табернакли пользовались успехом, заменяя изделия из мрамора и камня.

Помимо майолики, своеобразие и нарядность ренессансным интерьерам придавали мраморная инкрустация и полихромная терракота — правда, их применяли преимущественно в небольших капеллах и ораториях. В капелле кардинала Португальского кроме голубой с белым и золотом майолики свода использован темно-вишневый, белый и коричневых оттенков мрамор на стенах, чьи тонкие прожилки сделали поверхность стены живописной.

Узор мраморной мозаики пола, прямоугольные, круглые, овальные и ромбовидные вставки из цветного мрамора на стенах и епископском троне объединяют восприятие интерьера, задают его масштаб и ритм. Богатая традиция инкрустации мрамором сложилась на юге и севере Италии, прежде всего в Венеции, что могло быть связано с византийским влиянием. Одним из лучших примеров по праву считается ренессансной архитектуры Венеции маленькая церковь Санта-Мария деи Мираколи, посвященная чудотворной иконе Богоматери, которая и сейчас находится в ее алтаре.

Церковь была построена и украшена между 1481-1489 гг. архитектором и скульптором Пьетро Ломбардо и его мастерской, в которую входили братья Туллио и Антонио Ломбардо. Фасад и интерьер храма украшены полихромной мраморной инкрустацией с простым геометрическим рисунком, скульптурным декором и низким рельефом, скорее напоминающим живопись, чем пластику.

В архитектурном членении стен использованы мотивы аркады, опирающейся на ионические пилястры, и арочного портика. Зальный интерьер церкви перекрыт цилиндрическим деревянным сводом со сложной геометрической структурой, в квадраты которой включена живопись. Все профили свода позолочены, что придает ему нарядность.

Приподнятый над уровнем пола хор перекрыт куполом на парусах, а с основным интерьером его соединяет лестница красивой формы со скругленными ступенями. Интерьер храма отделан цветным мрамором, прямоугольные плиты которого членят пространство между окнами.

Профильный карниз на маленьких консолях отделяет свод от стены. На уровне человеческого роста масштаб декора изменяется, геометрический узор мраморной инкрустации становится более дробным. На полу выложена многоцветная мраморная мозаика, сочетающая крупные формы с более мелким рисунком, традиции которой восходят к романскому периоду.

Поражает мастерство исполнения всех деталей орнамента и скульптурного декора, вдохновленного Античностью. Можно говорить о единстве стиля, присущем произведениям разных видов искусства, в том числе прикладных.